Н.Н.Сиресина

г.Торжок

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОЛИГОФРЕНОПОДОБНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ


Практика работы с больными детской злокачественной шизофренией с олигофреноподобным дефектом показала ведущую роль в комплексе психокоррекционных воздействий нормализации межперсональных отношений пациентов как одного из важных факторов эффективности проведения лечебно-реабилитационных мероприятий. При этом одним из условий восстановления нарушенных функций соответствующих звеньев динамических церебральных систем у молодых людей, страдающих указанным недугом и с малолетства оставленных на попечении государства, является перемещение их из психически нездоровой, невротизированной, явно патогенной обстановки психинтернатов для умственно отсталых в обстановку психологической стабильности, аффилиации, толерантности и душевного комфорта. Создание благоприятного для выздоровления пациентов социально-психологического микроклимата, как и полноценное становление их личностей с перцепцией нравственных идеалов и установок, требует соответствующего духовного содержания и нравственного облика самого лечащего и обучающего персонала, выступающего в качестве модели здорового образа жизни, адекватных межличностных отношений, перспективных взглядов на трудовую деятельность, активной социальной позиции гражданина и патриота.

Необходимым условием достижения поставленных целей представляется создание мощной структуры медико-психолого-педагогического содружества, объединённого едиными целями, единым действием, ответственнностью, дисциплиной, стилем, как говорил А.С.Макаренко, близкими мотивами совместной деятельности, как дополнял К.К.Платонов, ценностно-ориентационным единством, как считали А.В.Петровский и В.В.Шпалинский. Важная особенность нашего творческого коллектива заключалась в вовлечении в коррекционно-воспитательный процесс наряду с высококвалифицированными специалистами и всего обслуживающего персонала, в результате чего определялось единство стиля работы с пациентами, требований к подопечным и к персоналу, характер взаимоотношений между специалистами и отношения к общей деятельности. При достижении сплочённости, чёткости и последовательности действий, прочности принципиальных позиций работников коллектив сотрудников способен избегать разногласий в толковании и реализации своих требований, конфликтных ситуаций и напряжённости эмоционального поля, в то же время приобретать колоссальную силу психологического воздействия, способствовавшего относительно быстрому психическому и интеллектуальному восстановлению больных.

Большое внимание в коллективе специалистов следует уделять межличностным отношениям сотрудников. В отличие от хороших трудовых коллективов, совместная деятельность которых непосредственно не связана с становлением человеческих личностей, взаимоотношения в содружестве, работающем над восстановлением психически искалеченных детей и молодёжи, должны строиться на более высоких уровнях нравственности, чем просто доброжелательство или взаимотерпимость. Психокоррекционные цели, связанные с нормализацией взаимоотношений больных диктуют строго определённые принципы построения межличностных отношений в коллективе сотрудников, которых те должны придерживаться несмотря на разнообразие интересов, различие личностных особенностей, темперамента, национальных черт и пр. В конечном счёте, всё то, чему специалисты стремятся научить своих пациентов, должно быть присуще прежде всего их собственному коллективу, причём должно быть абсолютно неподдельным, вызывающим у больных доверие и признание.

Глубокое взаимное уважение, рождающее чувство человеческого достоинства, взаимопонимание и доброту без признаков мелкой претенциозности, склочности и зависти, относится к тем основам, на которых, по нашему мнению, необходимо строить взаимоотношения между людьми, способствующие конструктивно-перспективному развитию любой социальной группы, тем более коллектива больных. Многолетний негативный опыт взаимоотношений пациентов, подобных больным рассматриваемой группы, с окружающими людьми, не знающий простых истин доверительности, отзывчивости, бескорыстной дружбы, способен позитивно измениться вследствие постоянно наблюдаемых перцептивных, толерантных, глубоко искренних дружественных отношений специалистов с реализацией ими эмпатических переживаний к своим пациентам и к друг другу, взаимопомощи, чувства локтя. Стабильная последовательность этих отношений, в которые постепенно погружаются и сами больные, со временем создаёт условия для восприятия пациентами их нормой жизни, способствует подключению у них самоконтролирующих и самовоспитывающих механизмов, развивающих нравственное чувство, адекватное мировосприятие и адаптационные возможности.

Наиболее трудным объектом взаимоотношений больных для психокоррекционного влияния являлись отношения между юношами и девушками, развращёнными очень ранними половыми связями (иногда насильственного характера) с ориентацией на сугубо физиологическое удовлетворение и с полным отсутствием каких-либо духовных представлений о любви. Внутренний антагонизм, половая нетерпимость, душевная нечистоплотность и развязность, нередко встречаемые в половых взаимоотношениях пациентов, требовали особой щепитильности и чистоты отношений между сотрудниками мужского и женского пола; в данном вопросе роковой для пациента могла оказаться даже малейшая ошибка со стороны персонала (как ведущего специалиста, так и санитаров). В то же время для полноценности выздоровления и личностного совершенства больным предстояло научиться у наставников глубоко уважительным, товарищеским отношениям между мужчинами и женщинами (без сексуальной двусмыслицы), благородству, духовности и красоте интимных переживаний, кристально чистому и тонкому отношению между сотрудниками и пациентами противоположного пола.

Таким образом, в свете наших представлений, одним из действенных способов психокоррекции межличностных отношений больных можно назвать медико-психолого-педагогический коллектив специалистов, являющийся носителем и практическим реализатором гуманистических и культурно-этических представлений.