Г.Е.Соловьев

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ И СУДЬБА РЕБЕНКА


Проблема ненасилия и борьба с ним нашла широкое отражение в работах отечественных педагогов. В трудах русских педагогов акцентируется положение о значимости детства как оригинального и самостоятельного этапа в жизни человека и выдвигалось требование необходимости создания благоприятных условий для развития детей. Требование уважения личности детей; опора на их потребности и интересы в процессе педагогического взаимодействия является определяющими

Также в трудах русских ученых подчеркивается отрицательная роль телесных наказаний, а также других форм морального и психологического унижения ученика. К.Н.Венцель, В.В.Зеньковский, Н.И.Пирогов, В.П.Вахтеров отмечали пагубность различных форм наказания, их влияние на дальнейшую жизнь человека.

Рассматривая различные виды насилия (телесные, моральные, психологические), мы должны отметить еще одну форму насилия, которая находит свое применение в педагогическом процессе. Детство не всегда понимается как самоценность, не учитывается его значение и смысл в структуре жизненного пути. В период обучения и воспитания существует диктат будущего над настоящим, когда настоящая жизнь подгоняется под цели, которые необходимы обществу, взрослым, но не всегда детям. Насилие осуществляется не в отношении отдельных поступков, поведения в определенных ситуациях, а в отношении отдельных отрезков жизни или жизни в целом.

Влияние взрослого осуществляется в отношении судьбы ребенка как возможного варианта развития, не учитывая и не принимая во внимание его интересы, потребности, желания.

Тема судьбы в русской педагогике может быть рассмотрена в различных концептуальных моделях, в зависимости от того, какой фактор является определяющим в ее формировании.

Антропоцентрическая модель воспитания и судьбы находит свое воплощение через идею свободной, способной к саморазвитию личности. Личность с рождения ориентирована на познание окружающего мира и самоопределения в нем.

Антропоцентрический подход в понимании судьбы ребенка включает в себя ориентацию на природу ребенка, его способности и желания к саморазвитию и самосовершенствованию.

Социоцентрическая модель судьбы акцентирует внимание на анализе существующих типов воспитания, типов школ, содержании и формах образования, которые в конечном итоге определяют жизненный путь и судьбу человека. Характер образовательного учреждения, содержание программ и методов воспитания накладывают отпечаток на личность, преломляются сквозь нее в различных моделях поведения в будущем.

Так Стоюнин осуществил анализ систему экзаменов в учреждениях дореволюционной России, отмечая их судьбоносный характер и влияние на дальнейшую жизнь. Он выступает за изменение отношения к экзамену как форме контроля, снижения его биографичности в жизни человека.

Критика социальной модели нашла отражение в педагогических воззрениях В.П.Вахтерова. В статье "Спор между школой и обществом" он отмечает соц. обусловленность образования, влияние общественного строя на содержание, формы и методы образовательного процесса. Подвергая критике существующую систему образования, он отмечает социальную детерминированность жизненного пути человека, связь жизненного пути с принадлежностью к определенному социальному слою или классу.

Школа существовала для поддержания и укрепления существующего общественного строя путем подготовки человека к исполнению социальной роли в социальном организме. Каждый социальный слой имел свои школы. Существующая система образования была ориентирована на формирование определенных профессиональных навыков, подготовку профессиональных работников.

Роль педагога заключается лишь содействию этому процессу, оказанию необходимой помощи в становлении.

Процесс поиска себя, своего Я труден, неопределен. Взрослый, имея опыт прохождения определенных этапов жизненного пути, может стать помощников в осознании проблем личностного развития.

Теоцентрическая модель судьбы нашла отражение в работах В.В.Зеньковского, который рассматривает проблемы воспитания личности и ее судьбы в аспектах духовного развития. Он, опираясь на православное учение, пытается рассмотреть закономерности духовного развития личности. Духовное развитие личности раскрывается сквозь призму понятия креста.

Представление о человеке как существе, являющем образ Бога в единстве объективных и субъективных детерминант являются основополагающими для педагогической концепции В.В.Зеньковского.

Духовно-нравственые искания человека тесно связаны с идеей спасения, возможностью существования в дальнейшем, загробной жизни. Сам процесс воспитания понимается как подготовка к вечной жизни, как раскрытия пути вечной жизни в жизни эмпирической. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь воспитаннику понять свой крест, увидеть внутреннюю тему жизни и как она может быть воплощена в конкретных условиях жизни. Тайна креста является проявлением индивидуальной тайны человека и требует от педагога определенной психологической проницательности.

Таким образом, модели воспитательного процесса, ориентированного на судьбу ребенка (антропоцентрическая, социоцентрическая, теоцентрическая) по-разному оценивают будущее ребенка и место педагога в этом процессе. Эти модели на самом деле не противоречат основным интенциям индивида, так как развитие осуществляется в различных формах и направлениях. Определяющим является тип отношения педагога и учащегося: либо это отношения является определяющими и формирующими жизнь и его судьбу извне по заранее заданным формам и меркам, либо эти отношения являются способом помощи растущему человеку осознать свое место в системе отношений во Вселенной. И роль педагога в этом случае неоценима.