В.Д.Столбун, Ю.В.Столбун, К.О.Чедия

г.Торжок

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ РАНО НАЧАВШЕЙСЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ (ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫЙ ДЕФЕКТ)


Согласно разработанному В.Д.Столбуном и В.П.Стрельцовой комплексному медико-психолого-педагогическому методу лечения функциональных заболеваний, эффективность лечения и обучения юношей и девушек, с раннего детства больных злокачественной шизофренией с олигофреноподобным дефектом, определяется рядом условий. Ими являются не только рефлексологические воздействия, уменьшающие перенапряжение нервной системы, и дидактические приёмы, учитывающие интеллектуальную неразвитость, эмоциональную усечённость, бедность образных представлений и ассоциаций данного контингента больных. Важнейшим психологическим компонентом реадаптационно-реабилитационной работы является кропотливое создание в процессе учебно-воспитательной деятельности глубоко уважительных отношений учащихся к психолого-педагогическому персоналу, друг другу (в частности, к лицам противоположного пола) и к совместной деятельности. Освоение нового стиля отношений препятствует возобновлению перенапряжения нервной системы, позволяя нормализовывать и эмоционально-нравственную, и волевую, и интеллектуальную сферы больных. Терпимость и контроль над своим поведением, взаимное уважение и интерес к общему делу, глубокие привязанности и растущее увлечение научно-художественной культурой - вот те уровни толерантности, поэтапное построение которых является непременным условием преодоления болезни, а также интеллектуального и личностного роста юношей и девушек с названным диагнозом.

В нашей практике медико-психолого-педагогической работы с данным контингентом больных, отобранных в специализированных школах и интернатах, первый уровень толерантности (взаимная терпимость и контроль над своим поведением) достигается принятием ими установки на уважительность поведения в качестве непременного условия лечения и обучения. Со своей стороны психолого-педагогический коллектив задаёт модель глубокого уважения друг к другу и пациентам. Такой стиль отношений в учреждении позволяет в короткие сроки ослабить чрезмерные психологические защиты больных и постепенно добиться их ответного уважительного отношения. Более того, заметное улучшение состояния больных в первые дни лечения - уменьшение агрессивности и снятие психопатологической симптоматики - позволяет укреплять принятые установки на основе зарождающейся веры в выздоровление. В этой ситуации оказывается возможным увлечь больных задачей освоения за несколько месяцев учебного курса в объёме начальной школы.

С организации учебной группы и изучения четырёх действий арифметики начинается период становления второго уровня толерантности - уважения друг к другу в деятельности и интереса к общему делу с постепенным переходом контролируемых установок в относительно не контролируемые отношения. Положительная динамика отношений достигается на этом этапе, помимо вербальной психокоррекции, с помощью социально-психологических механизмов сплачиваемого коллектива. Так, путём систематического переживания успеха в занятиях, основанного на чёткой алгоритмизации каждой темы и работы с числами до миллиардов достигается усиление учебной мотивации группы. В атмосфере общей захваченности интеллектуальной "сверхзадачей" активно начинает работать обратная связь сплачиваемого коллектива, борющегося с препятствующими общему делу пассивностью, капризами, претенциозностью. Более того, среди учащихся формируются (при поддержке психологов-педагогов) положительные лидеры, активно транслирующие товарищам наиболее высокий уровень интерперсональных и учебных отношений, исходной моделью которых являются аффилиация взаимоотношений и эмоционально насыщенные нравственные и культурные интересы психологов-педагогов.

Задачей третьего этапа развития толерантности выходящих из олигофреноподобного слабоумия юношей и девушек является развитие глубоких взаимных дружеских привязанностей и растущее увлечение научно-художественной культурой. Для решения этой задачи мы переносим нарастающую по объёму и содержанию учебную деятельность в условия похода-путешествия, сопровождающегося активной театральной психокоррекцией. Развитие коммуникативных способностей и эмоциональных возможностей в процессе совместных походов за грибами и ягодами, спортивных игр, театральных репетиций ведёт к укреплению нравственного чувства и расширению образных представлений и памяти. Это обстоятельство позволяет добавить к арифметике - как наиболее доступному предмету для лиц с формализованным мышлением - русский язык, чтение, природоведение и историю. Одновременно условия похода, обеспечивающие возможность работы над отношениями учащихся и в быту, и в любой (не только учебной) деятельности, позволяют преодолевать стереотипы грубости и, наоборот, создавать отношения дружбы, основанные на уважении, заботе, взаимопомощи и глубокой привязанности. Новое качество отношений оптимизирует и учебный процесс. Так, в 2000 году за пять месяцев учёбы из 12 учащихся с названным диагнозом 3 человека прекратили лечение, проявив желание вернуться к "беззаботной жизни", а 7 человек сдали в общеобразовательной школе экзамены по арифметике, русскому языку и чтению за полный курс начальной школы с преобладанием оценок "хорошо" и "отлично". Принимающие экзамен педагоги отметили высокую культуру поведения учащихся и выраженную мотивацию к дальнейшему обучению.

Специфический ракурс имела работа с больными, страдающими особо тяжелой формой рано начавшейся злокачественной шизофрении с олигофреноподобным дефектом (у нас было две девушки 20 и 18-ти лет), которые не знали букв и цифр, не имели минимального представления об окружающей действительности, не владели элементарным понятием о календаре, не были способны наблюдать природу (до уровня отсутствия в их лексике названий простейших птиц, цветов) и пр. Одна из пациенток днями напролёт апатично сидела на кровати, другая многими часами раскачивалась на матрасе, источая нецензурную брань. Включившись (на фоне интенсивного лечения методом ДЦРВ - дозированного центропетально-реперкуссивного воздействия электропунктурой через зоны Захарьина-Хеда при постоянной нейропсихологической обратной связи) сначала в активную деятельность по самообслуживанию (приведение в порядок помещения, раздача еды и уборка посуды), а потом и в учебные занятия, имея стойкую мотивацию "стать как все", девушки учились прежде всего доброжелательности друг к другу и к окружающим. Весь смысл их жизни до лечения состоял в ущемлении находящихся рядом, что давало временное преимущество или значимость в собственных глазах и потому наибольшую трудность представляло освоение терпимых отношений друг к другу: начиная с того, чтобы не смеяться над другим, когда у него неудача, и кончая заботой о ком-либо, помощью ему. Приняв установку не злиться, когда не получается написать нужную букву или прочесть слово, взяв ориентир на то, чтобы догнать основную группу ребят (имевших стартовую базу учебных познаний - алфавит, чтение, письмо, счёт до 20-ти), пациентки давали очевидную позитивную динамику во всех сферах жизнедеятельности. По мере уменьшения агрессивного стиля взаимоотношений, параллельно с появлением элементов терпимости к ближнему, доброжелательности к окружающим, с приобретением первичных навыков толерантности повышались интеллектуальные возможности больных и через 4-6 месяцев от начала лечения они смогли взять в основе программу 1 класса общеобразовательной школы, научившись читать, писать и считать в пределах десятка, а также обретя начальные знания об окружающей действительности и элементарные бытовые умения.

Таким образом, сочетание рефлексотерапии и дидактической помощи с поэтапным развитием толерантности в отношениях к людям и делу позволяет успешно вести реадаптационно-реабилитационную работу с данным юношеским контингентом, создавая реальную возможности получения ими общего (начального и среднего) образования.