В.Д.Столбун

г.Торжок

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ БОЛЬНЫХ РАНО НАЧАВШЕЙСЯ ДЕТСКОЙ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ С ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫМ ДЕФЕКТОМ


В большом числе случаев дети, страдающие слабоумием, неспособные осваивать элементарные жизненные умения, относятся к числу отказных или их родители лишены родительских прав (по своему психическому состоянию, в связи с алкоголизмом и т.д.). Сформировалось мнение о плохой наследственности у подобного типа детей, негативных условиях внутриутробного развития, в результате чего их мозговые структуры остаются недоразвитыми. Безусловно названные компоненты не могут не сказываться на психическом становлении индивидов, но наши исследования показали, кроме того, что зачастую грубая патология, которая на первый взгляд смотрится как олигофрения (в различных стадиях) на самом деле оказывается олигофреноподобным дефектом детской злокачественной шизофрении, явившейся итогом искажённо сложившейся с раннего детства системы отношений в личность образующей среде. Для подобных больных характерна высокая агрессивность к внешнему миру в её всевозможных проявлениях (грубость, конфликтность, аутизм), свойственна манера видеть плохое за другими, завидовать, сравнивая свои вложенные в дело усилия с успехами соседа; тщеславие наполняет их мысли и чувства, уязвление и реванш сопровождают все производимые действия.

Одним из первых требований к больным, пришедшим на лечение методом ДЦРВ (дозированного центропетально-реперкуссивного воздействия) электропунктурой через зоны Захарьина-Хеда при постоянной нейропсихологической обратной связи на фоне психокоррекции и патогенетической психотерапии по В.Н.Мясищеву, а также с последующей социальной адаптацией и реабилитацией, является соблюдение доброжелательства к окружающим - лечащему и обслуживающему персоналу, а также другим больным, что становится первичной лечебной моделью отношения к миру, деятельности, взаимодействию с окружающими. Следующим серьёзным условием лечебного процесса для указанных пациентов можно назвать необходимость научения их мужественному отношению к трудностям любого порядка: физическим (холодно-жарко, временное отсутствие горячей воды, некоторая задержка по каким-либо причинам еды и т.п.), интеллектуальным (трудность понимания, усвоения, запоминания и пр., в том числе, трудность регулярных, кропотливых занятий), а главное, - трудностям коммуникативным (неумение терпимо, доброжелательно контактировать с людьми). Болезненное отношение к жизненным трудностям выявляется, в частности, в том, что даже будучи к чему-либо способными, молодые люди, больные злокачественной шизофренией с олигофреноподобным дефектом, предпочитают занимать иждивенческую позицию, привыкнув к вседозволенности и не умея ни в чём себя ограничивать.

Лечение методом ДЦРВ в большой мере снимает агрессивный эмоциональный фон у подобных больных; на первых порах оно проводится интенсивно, до 5-6 рефлексотерапевтических воздействий в день (с их постепенным урежением по мере нормализации нервной системы). Однако ведущим компонентом, необходимым для полноценного выздоровления, оказывается глубокая перестройка нарушенных элементов отношений, вызвавших патологию: претенциозность и нетерпимость к находящимся в ближайшем окружении, агрессивные реакции по деятельности, распространяющиеся на тех, кто рядом. Лечебно-воспитательный процесс строится психологами-педагогами на базе многообразных видов совместной деятельности, к которым можно отнести многодневные походы-путешествия с посещением исторических мест и краеведческих музеев, прогулками в лес со сбором ягод и грибов, ловлей рыбы и купанием; проведение театральных репетиций, где ребята учатся со вниманием относиться к чужому труду, делают попытки перевоплощаться в предлагаемые образы, начиная понимать, что мир вокруг значительно шире и богаче, чем они привыкли считать; трудовую деятельность: полеводческую, по уходу за животными, ремонтно-строительные работы и, главное - учебные занятия по программе общеобразовательной начальной школы.

В коллективной деятельности, в атмосфере совместного светлого преодоления посильных и увлекательных трудностей ребята учатся доброжелательно и уважительно общаться, привыкают чувствовать проблемы товарищей, быть тактичными и терпимыми к ним, ставить общее превыше личного, не только трудиться сами, но и быть ответственными за общее движение группы, помогая тем самым всем выздоравливающим быстрее проходить коррекционно-адаптационный путь. Поддержание душевно тёплого, доброго, обращённого к людям стиля отношений необходимо во всех сферах жизнедеятельности - будь то постановка спектакля (у одного получается выход на сцену, другой пока скован, тот запомнил роль, а этот запинается через слово - недопустимы насмешка, унижение, скепсис, неверие в чьи-то силы), или постановка палатки, сбор ягод - конечно каждый должен выкладываться в полную силу, но у одного сил и умений, навыков больше, у другого меньше - не нужно ждать плохого друг от друга, априори считая, что человек отлынивает от работы; нарушение способности к позитивному общению особенно сказывается в ходе учебной деятельности - уметь терпеливо подождать пока другие сделают то, что нужно, помочь нуждающемуся закрепить материал и пр.

Психологи-педагоги, психологи-воспитатели ведут постоянную лечебно-коррекционную работу, разъясняя пациентам, что не нужно повсюду усматривать подвох, предполагать недоброжелательство - больные приучаются требовать, прежде всего, от себя и быть терпимыми к другим. Попадая в атмосферу бодрого, социально устремлённого молодёжного коллектива, имея перед глазами постоянный высоконравственный пример глубинно доброжелательных и уважительных взаимоотношений, предлагаемый психологами-педагогами, молодые люди, принимая эту модель, начинают сознавать, что чем более они добры и работящи, обращены к окружающим и ответственны в работе, тем легче усваивается материал и дело их обучения продвигается быстрее. Терпимо, по-доброму относиться к товарищам, нести доброжелательный стиль отношений - психокоррекционный принцип, при выполнении которого всеми членами лечебно-воспитательного сообщества могут быть достигнуты положительные результаты.