Н.Н.Сиресина, В.Д.Столбун

г.Торжок

СТАНОВЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫМ ДЕФЕКТОМ ДЕТСКОЙ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ШИЗОФРЕНИИ


Среди психологических особенностей больных с диагнозом "олигофреноподобный дефект детской злокачественной шизофрении", воспитывавшихся по причине сиротства в специализированных детских учреждениях для умственно отсталых детей, особое место занимает неспособность их к адекватному взаимодействию с окружающими людьми, вследствие низкой толерантности пациентов, эгоцентрической направленности их личности, выраженной рентности и прочих негативных явлений. Как показывает практика, несмотря на многолетнее стационарное пребывание этих молодых людей в детских коллективах, в наибольшей степени претерпевают аномально-деструктивное развитие их взаимоотношения со сверстниками и товарищами по несчастью, которые строятся на принципах "выживает сильнейший", "если не ты, то тебя", "думай только о себе" и т.д. Сформировавшись в подобных условиях, наши пациенты (в возрасте от 16 до 23 лет) отличались, прежде всего, нетерпимостью, выражающейся в злобных, ревнивых реакциях к малейшему ущемлению их эгоистических интересов как в материальном, так и в духовном плане, одновременной нетерпимостью к недостаткам товарищей, ещё больше к успехам других, неустойчивостью к негативным внешним раздражителям, полным непринятием вины и стремлением к самооправданию, потребностью унижать и использовать в своих целях более слабого, отсутствием какой-либо субординации и уважения к взрослым, сексуальной ориентированностью отношений между полами.

Практическая работа с указанным контингентом больных показала, что оптимизация и облагораживание межперсональных отношений пациентов, формирование их толерантности имеет громадное и даже первоочередное значение во всём комплексе лечебно-психокоррекционно-педагогических мероприятий, связанных с психическим и интеллектуальным восстановлением, социальной адаптацией и реабилитацией больных злокачественной шизофренией. Нейропсихологическое исследование обнаружило прямую зависимость между повышением нравственного уровня отношений больных и степенью нормализации состояния корковых звеньев их динамических церебральных систем, обусловливающей психическое выздоровление пациентов. Кроме того, опыт показывает, что эффективность лечения и продуктивность деятельности (бытовой, трудовой или учебной, игр, театральных постановок, экскурсий и пр.), которой в психокоррекционных целях занимались эти молодые люди, на фоне реализации названных выше патологических явлений, на фоне, конфликтной обстановки, даже при наличии сильной мотивации, значительно снижались, а принятие психокоррекции явственно затруднялось.

Взаимоотношения таких пациентов, с одной стороны, являются весьма доступным и обнажённым материалом для психологического воздействия, что значительно облегчает решение коррекционных задач, с другой стороны, наиболее трудноисправимым в плане высокой устойчивости негативных стереотипов межличностных отношений больных с окружающими (в особенности межполовых). Практика работы подтвердила наши взгляды относительно того, что оптимально благоприятным условием для нормализации их межличностных отношений является создание прочного коллектива больных с высоконравственной системой отношений. Следует заметить также, что увеличение количества людей, составляющих коллектив, облегчает и убыстряет формирование перцептивной готовности больных к усвоению установленных правил поведения и моральных принципов здоровых человеческих отношений, способствует углублению и упрочению происходящих у больных личностных изменений, стимулирующих стремительное продвижение пациентов к выздоровлению.

Высокая степень примитивизма, интеллектуальной ограниченности, бескультурья, которые были свойственны нашим больным, лишали их элементарных представлений о корректности общения, о добрых, доверительных взаимоотношениях, не говоря уже о прочности и ответственности дружественных связей, взаимопомощи, взаимоподдержке и требовательности к себе. На начальных этапах работы с данной молодёжью внимание специалистов было направлено в первую очередь на создание в их среде атмосферы мирного сосуществования, терпимости и доброжелательности друг к другу. В качестве методов психокоррекции использовались индивидуальные и групповые собеседования, соответствующие разъяснения, убеждения, библиотерапия, фильмотерапия, установленная система требований, а также модель отношений в медико-психолого-педагогическом коллективе персонала.

Обращала на себя внимание относительно свободная и более быстрая перцепция больными правил внешнего поведения, которые, однако, легко разрушались в приливах привычных злобных, обидчивых реакций или эгоистических тенденций, поскольку на тот момент они не базировались на глубинных изменениях собственно межличностного отношения, ещё долгое время сохранявшего черты патологичности. Тем не менее между пациентами исчезли драки, общее количество конфликтных ситуаций заметно уменьшилось, они становились менее интенсивными по напряжённости и сравнительно быстро затухали, больные перестали сквернословить, откровенно грубить и обижать друг друга. Последующее развитие взаимоотношений пациентов шло по направлению становления взаимного доброжелательства и терпимости, в особенности к недостаткам друг друга, элементарной отзывчивости, хотя бы в кругу хозяйственно-бытовых вопросов. Устойчивых дружественных связей на данном этапе не возникало, так как больные не испытывали стремления к объединению, несмотря на усилия и стимуляцию со стороны специалистов. Можно сказать, что данный период ознаменовался их первичной адаптацией к минимально допустимым в обществе правилам общения и коммуникации.

Более высокий уровень развития межличностных отношений между пациентами с перестройкой их патологических элементов стал возможен с постановкой новых задач психокоррекционного процесса, связанных с постепенным вовлечением больных в более сложные для них формы деятельности (учебную, трудовую и пр.) и естественным наращиванием требований. Наличие общей социальной задачи, присущей деятельности, вынуждало больных к более глубокому и широкому взаимодействию, рождало общее и индивидуальное чувство ответственности, сопереживания, понимание необходимости взаимопомощи. На этом качественно новом уровне межличностных отношений, где взаимоотношения пациентов отличались уже и взаимными симпатиями, и некоторой теплотой, и привязанностью, и заметной сдержанностью агрессивных эмоций, консолидация больных по-прежнему была затруднена, хотя возможна до уровня парных образований и организации коллективной деятельности совместной со специалистами.

Дальнейшая социализация жизни пациентов с выходом их из условий стационара, экскурсионными выездами, многонедельными походами на природу, расширением поля деятельности и знакомств, погружением в детско-подростковый коллектив детей сотрудников с культурно-этической ориентацией и благородной системой отношений, одним словом, включением пациентов в полноценную жизнь здоровых людей, безусловно способствовало положительной динамике взаимоотношений больных вплоть до формирования сплочённого коллектива с эмпатико-аффилиационной атмосферой, высоким уровнем толерантности, взаимного уважения и организованности.

Надо сказать, что подобное развитие межличностных отношений больных незамедлительно сказывалось на положительных результатах их лечения, интеллектуального восстановления и социальной адаптации. Так, уже через 4-6 месяцев больные, ранее имевшие только 1-2 класса образования вспомогательной школы, сдавали на 4 и 5 экзамены по программе начальной массовой школы.