Г.С.Трофимова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

К ВОПРОСУ ОБ ОТБОРЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЕМЫХ


Современная дидактика рассматривает учебный процесс как процесс коммуникативный.

В этом смысле дидактический процесс обладает значительным потенциалом для формирования не только познавательных способностей учащихся, но и в не меньшей степени коммуникативно-значимых качеств личности, к которым относится и толерантность. Современные обучающие технологии имеют в своем арсенале значительное количество игровых упражнений (игры имитационные, ролевые, деловые, дидактические и др.). Представляется, что выбор технологий обучения должен быть обусловлен не только целью активизации познавательной деятельности обучаемых, но и целями формирования коммуникативно-значимых качеств личности, которые в условиях обучения в педагогическом вузе являются профессионально значимыми.

В этой связи представляется, что массовое увлечение преподавателей игровыми обучающими технологиями наносит ущерб формированию у обучаемых способности к самоконтролю и ассертивности поведения, тогда как в педагогической теории и практике описан метод когнитивного обучения (Калфе Р., 1988г), который является вариантом дискуссионного метода, позволяющего снизить эмоциональность участников дидактического процесса. Ниже представлена модель когнитивного обучения Р.Калфе (см. рис. 1)

Ниже раскрывается содержание элементов модели когнитивного обучения:

Проблема (П) учебная проблема на занятии и объединение усилий преподавателя и учащихся по ее решению.

Организация (О) Организация учебного материала, структурирование учебной информации, использование опорных сигналов и планов.

Рефлексия (Р) размышление, анализ, критика, объяснение идеи.

Применение (П) развитие идеи, обсуждение ее в группе, перенос в новые обстоятельства, реализация.

По начальным буквам метод можно назвать методом ПОРП, в англоязычной педагогической литературе он называется методом CORE. Первый элемент модели считают первым условно, так как любой из четырех элементов может быть первым, равно как любой из них может быть более акцентирован на конкретном занятии. Тем не менее, он требует комментария.

В соответствии с замыслом автора на занятии предполагается дискуссия обучаемых и преподавателя по поводу обозначенной учебной проблемы. Вопросы преподавателя должны быть "реальными". Если в традиционном обучении преподаватель задает вопрос обучаемому, то всегда сам знает на него ответ и вопрос его не является "реальным". "Реальные" вопросы требуют сложных ответов, активного слушания со стороны обучаемых, естественности и владения проблемным методом обучения со стороны преподавателя, который становится фасилитатором учения.

Предлагаемая модель обучения является очень гибкой, не мешает творчеству педагога и обладает, на наш взгляд, потенциальными возможностями для развития толерантности обучаемых, так как требует от субъектов учебной деятельности адекватных коммуникативных качеств.