С.С.Будина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ПРОБЛЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ


В настоящее время внимание многих специалистов привлечено к проблемам социализации детей с нарушенным развитием или иначе, проблемам детей с особыми познавательными потребностями, нуждами и их интеграции в общество. Это и понятно, т.к. часть детей имеющие особые познавательные потребности по настоящее время так и не охвачены системой специального воспитания и образования. Дети с глубокими интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями оказались вне системы специализированного образования и вне общества. Интерес к проблемам развития вполне обоснован, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. Психология ребенка - одна из наиболее интенсивно развиваемых областей психологии. Как фундаментальная научная дисциплина она лежит в основе многих областей практики, связанных с воспитанием и обучением.

Сегодня в нашем обществе происходит ряд неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Диапазон социально-экономических проблем достаточно широк от максимальной занятости родителей до полного отсутствия перспективы в трудоустройстве. Наряду с негативными фактами в системе дошкольного специализированного воспитания произошли существенные изменения, а именно повсеместно стали открываться и комплектоваться детские сады, группы в детских садах для детей с различными нарушениями в развитие (глубокая умственная отсталость, детский церебральный паралич, дети с синдромом Дауна и пр.). Появление специализированных дошкольных учреждений существенно повлияло на "психологию родителей", на их социально-воспитательные установки, что искажает первичную семейную социализацию.

Наиболее прямое и очевидное выражение этих сдвигов состоит, например, в формирующимся иждивенчестве, родители достаточно быстро научаются переносить многие исконно родительские функции семьи на ясли и детские сады, а позднее и на школу и другие учреждения. С ростом числа, так называемых, круглосуточных групп в яслях и детских садах, где дети находятся в течение пяти дней в неделю, усиливает иждивенческие тенденции родителей. В этих условиях возникает сложный комплекс психолого-педагогических проблем, искажающих детско-родительские отношения. Среди всего многообразия проблем, прежде всего, необходимо выделить уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения отчуждению детей в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, учебы и т. д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные коммуникативные и смысловые барьеры в понимании требований взрослых. Разнообразят и усложняют картину первичной социализации детей, еще следующие группы факторов: алкоголизм родителей, наличие у них нарушений в развитии и наличие тяжелых психосоматических заболеваний. Отклонения в развитии приводят к деформации процесса социализации и семейного воспитания, они выпадают из социального и культурного пространства. Первичная социализация заменяется специально организованным учебно-воспитательным процессом. Здесь мы усматриваем две проблемы дефицитарности первичной семейной социализации и ограниченностью вторичной социализации, которые в свою очередь порождают следующие проблемы адаптации и интеграции этих детей в общество. Нарушенная связь родителя и ребенка на самых ранних этапах обусловлена отсутствием специализированных знаний и умений по оказанию помощи своим детям в удовлетворении их специфических потребности, в приобретении навыком самообслуживания, в первичной социальной компетентности. Таким образом, по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные рекомендации родителям в решении традиционных образовательных и воспитательных задач. К первым и наиболее значимой проблеме родителей относится их психологическая не готовность к рождению и принятию ребенка с проблемами развития и становится серьезным испытанием для всех членов семьи. В своей работе мы предполагаем обратить особое внимание организации образовательного пространства для родителей, имеющих ребенка с проблемами в развитии.

  1. Организация "Школы для родителей" по удовлетворению особых познавательных потребностей детей с проблемами в развитии.
  2. Комплектование групп их семей с проблемами в отношениях для оказания психологической помощи членам семьи, по принципу: "один является терапевтом для другого".
  3. Организация родительской группы в форме Семейного кафе, Родительского клуба, и т.д., где проходят встречи с врачами-специалистами, специальными педагогами и специальными психологами, представителями государственных и общественных органов, семинары.
  4. Проведение детско-родительской групп-встреч "Вместе", предусматривающие проведение совместных тренинговых занятий, праздников.

Однако решение проблем первичной социализации, имеющего ребенка с проблемами в развитии не замыкаются рамками семьи. В дальнейшем будут рассмотрены проблемы расширение социальной компетентности и возможные формы интеграции детей в общество.