А.В.Гоголева

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР БЕЗНАДЗОРНОСТИ


Традиционно беспризорность, безнадзорность связывают с дисфункциональной семьёй, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, имеют судимость, безработные и пр. Из поля внимания практиков исчезли семьи, имеющие единичные или множественные нарушения развития. В своих тезисах мы остановимся только на семье, где имеются различные нарушения у членов семьи (сенсорные, моторные, интеллектуальные, психические и др.). В любом государстве имеются люди (граждане), имеющие различные нарушения физического и психического развития. Часть из них создают семьи, рожают детей. Проблема семьи, где имеются различные нарушения, и отклонения у членов семьи еще недостаточно исследована специальными и социальными психологами. В настоящее время назрела необходимость создания системы ранней диагностики и оказания помощи детям и семье, имеющей те или иные отклонения в развитии у членов семьи. Данная проблема в свое время была поставлена О.Л.Бадаляном, предложены варианты оказания помощи этим семьям Э.Г.Эльдемиллером, В.Юстицкис, А.С.Спиваковской, В.С.Манова-Томовым, Г.Д.Пирьовым и др. Интересным, на наш взгляд, является работа Д.Н.Зайцева, который в своем исследование выделил ряд специфических функций, реализуемых семьей к ребенку с проблемами в ментальной сфере. К традиционному блоку функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, экономическая, сфера первичного контроля, духовного общения, социального контроля, досуговая, эмоциональная, сексуальная) он добавил следующие функции:

  1. Абилитационно - реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);
  2. Корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями);
  3. Компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными: компенсаторными механизмами).

Но отсутствие развернутой системы оказание адресной помощи семье службами "Семья" и отсутствие психологов практиков затормозило это направление исследования. В настоящее время появляются работы ориентированные на оказание социально психологической помощи семье, имеющих больного ребенка. Ученые в последнее время начинают разрабатывать проблемы координации специалистов и семьи с нарушениями в развитии одного из членов семьи. (О.С.Никольская, Е.Р.Баевская, М.М.Либлинг). Разрабатываются программы ранней помощи семье, по диагностики, коррекции и организации первичной социализации в семье, имеющей ребенка с отставанием или отклонением в психическом или речевом развитие, со зрительными, слуховыми, двигательными, эмоциональными нарушениями (В.П.Балабанова, Е.В.Кожевникова, О.С.Никольская и др.). Семья, имеющая ребенка с отклонениями в физическом и умственном развитие нуждается в комплексной социально-психологической реабилитации. В рамках этого направления разрабатываются программы по реабилитации семьи О.Е.Булановой, Л.В.Шипелиной. Рост детей с онкологическими заболеваниями вызвал интерес к исследованию семьи и роли семьи в адаптации ребенка (Н.А.Урядницкая, Е.И.Моисеенко, В.В.Николаева, Г.Я.Цейтлин). Г.А.Волкова занимается исследованием и разработкой конкретных технологий, нормализующих микросоциальное окружение заикающегося ребенка. Социально-психологический анализ групп беспризорных и бродяжничающих детей подтверждает, что процент детей имеющие те или иные физические, психические нарушения или умственные нарушения являются детьми из семей, имеющих подобные нарушения. Однако работ, где учитывается различные нарушения всех членов семьи, мы не встречали в отечественной литературе. Исследования особенностей социализации детей, испытывающую значительную психическую депривацию, связанную с различными нарушениями психического развития у родителей или у всех членов семьи имеет большое теоретическое и практическое значение. Они позволят, на качественно новом уровне, подойти к решению проблем абилитации, реабилитации, ресоциализации и интеграции этих детей в семьи и в общество.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Как правило, присутствие больного члена семьи искажает эти характеристики. В своей классификации мы исходили из трех основных признаков: количественный (структура семьи), качественный и временной. Анализ степени влияния депривационных процессов на эффективность социализации ребенка позволит в будущем дифференцировать подходы оказания социально-психологической помощи семье.

  1. Количественный признак. Он включает количество членов семьи, и членов семьи, имеющих то или иное заболевание. Здесь мы рассматриваем их в следующем образом: а) здоровые родители - здоровые дети; б) больной один из взрослых членов семьи - здоровые дети; в) больные родители - здоровые дети; г) больной один из родителей - здоровые дети; д) здоровые родители - болен один ребенок; е) здоровые родители - больны дети; ж) больные родители - больные ребенок (дети).
  2. Качественный признак. Здесь мы имеем в виду сложную структуру нарушений, имеющие множественные нарушения, выраженные в разной степени и приводящие к значительным отклонениям в развитии. В некоторых случаях уместно говорить о семьях, где имеются члены семьи со сложными нарушениями развития (зрения, слуха, речи, умственного, физического психического развития, соматические заболевания и др.). До 40% контингента специальных образовательных учреждений составляют дети со сложными нарушениями развития. Поясним. Проживание в семье, где один из родителей болен шизофренией, эпилепсией полностью искажают жизнедеятельность всей семьи, делая ее дисфункциональной. Относительно социализации ребенка (детей) из такой семьи необходимо отметить, что их сопровождают постоянные нервно-психические нагрузки. Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис отмечают ряд трудностей, с которыми сталкивается семья, имеющего взрослого больного шизофренией: растерянность из-за полной беспомощности больного, замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения, постоянное беспокойство о его будущем, особенно в силу его неспособности, решать свои жизненные проблемы самостоятельно. Родственники живут в состоянии постоянного страха, к которому часто добавляется чувство вины, депрессия, разочарование и фрустрация, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания, причем такие реакции семьи не есть отклонение или патология, это нормальные человеческие реакции на чрезвычайно сложную, раздражающую, непостижимую и явно неподвластную им ситуацию. Иная картина разворачивается в семье, имеющего больного шизофренией ребенка. Центральное место в картине шизофрении у ребенка занимают эмоциональные изменения, которые обычно появляются до того, как развернулись изменения мышления. Таким детям характерна оторванность, отгороженность ребенка от семейной и учебной среды, его сниженные интересы основаны на изменении эмоциональной жизни. Он находится в состоянии социальной и педагогической изоляции и не способен получить опосредованно через обучение и воспитание знание о мире. Его социализации деформирована. Эти дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в процессе адаптации к новым условиям учебной и трудовой деятельности. Процесс реадаптации и ресоциализации невозможен без семейной психотерапии и коррекции детско-родительских отношений. Процесс ресоциализации, на наш взгляд, необходимо проводить преимущественно в семейной среде, постоянно осуществляя коррекцию детско-родительских отношений при расширении круга лиц, включаемых во взаимодействие с больным ребенком. При этих условиях возможна компенсация. Другая ситуация социализации, требующая исследования, разворачивается в семьях, где родители слепые (слабовидящие), глухие (слабослышащие), дети здоровы. Процесс социализации максимально деформирован в случаях когда оба родителя и дети умственно отсталые или имеют осложненную структуру дефекта. Из сказанного видно, что дети из этих семей по причине болезни в самой семье безнадзорны и могут быть рекрутированы беспризорниками к бродяжничеству и правонарушениям.
  3. Временной признак. Здесь мы имеем в виду время возникновения и глубину дефекта, заболевания, очага поражения, психосоматических заболеваний и пр. Наличие этих составляющих у взрослых членов семьи и детей искажают детско-родительские отношения. Дети, при наличие больных родителей, живут в ситуации эмоциональной депривации, испытывают значительные трудности в расширении социальной компетентности, которые очень трудно скомпенсировать даже в системе специального образования. Проблемы в эмоционально-мотивационной сфере на этапе первичной социализации сказываются в общении, обучении и, в последующем в трудовой деятельности. Переболевшие взрослые члены семьи также живут в ситуации эмоциональной депривации, но здесь велик риск инвалидизации, возобновления заболевания, что усиливает тревожность, изменяет мотивацию трудовой деятельности и др. Естественно, что в этих условиях процесс первичной социализации искажается и становится ведущим фактором, провоцирующим безнадзорность и беспризорность.