Е.В.Козицина

г. Ульяновск

САМОДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ


Проблема психологического кризиса и его деструктивных последствий для личности в последнее десятилетие приобрела большую актуальность в нашей стране и до сих пор находится под пристальным вниманием исследователей. Не в последнюю очередь возрастающая актуальность этой темы обусловлена современными условиями развития российского общества, где по-прежнему нестабильное экономическое положение большого слоя населения, постоянно дающие о себе знать отголоски распада государства и следствия внутригосударственных военных конфликтов (в частности, трудно контролируемые миграционные процессы), нравственный кризис зачастую обуславливают возникновение кризиса личностного, в т.ч. кризиса идентичности, и затрудняют поиск конструктивного выхода из этого состояния, зачастую приводя к самодеструктивным последствиям, изучение которых значимо, прежде всего, с точки зрения поиска эффективных способов диагностики и коррекции кризисных состояний и продуктивных методов психотерапевтической работы.

Попытку определить эти приемы и методы и обнаружить личностные корреляты психологического кризиса являет собой проводимое с 1999 года в г.Ульяновске исследование особенностей ценностно-смысловой сферы людей, выбравших крайний из аутодеструктивных способов разрешения сложной жизненной ситуации - суицид. Безусловно, эффективными диагностическими инструментами для этой цели выступают методики, разработанные в школе Д.А.Леонтьева: тест смысложизненных ориентаций, методика "Ценностный спектр", Метод мотивационной индукции (МИМ). Важно отметить, что кроме прямого психодиагностического назначения их применение в работе с суицидентами имеет определенный психотерапевтический эффект, способствуя осознанию человеком собственных смысловых отношений и установок, делая более успешной дальнейшую работу психолога по коррекции ценностных ориентиров и смысловых образований личности. Подобные психокоррекционные мероприятия направлены на формирование такого отношения, которое позволило бы человеку осмыслить и принять случившееся (это касается как психотравмирующей, кризисной ситуации, так и непосредственно самого суицидального акта), переработать и в итоге уменьшить свои негативные переживания, овладеть поведением в настоящем, и, наконец, построить перспективы будущей жизни, т.е. создать ее позитивную ориентацию, осуществляя поиск новых смыслов и установок по отношению к ней.

Описанные процедуры работы с различными аспектами ценностно-смысловой системы личности могут служить необходимым этапом деятельности психолога-практика не только в реабилитации лиц, совершивших суицидальную попытку, но и в разработке мер по прогнозированию и превенции самодеструктивных последствий жестоких реалий сегодняшнего дня.