В.Д.Столбун, В.П.Стрельцова

г.Торжок

МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЛЕЧЕНИИ МЕТОДОМ ДЦРВ БОЛЬНЫХ РАНО НАЧАВШЕЙСЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ С ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫМ ДЕФЕКТОМ


Многолетняя практика восстановления здоровья больных, страдавших рано начавшейся детской злокачественной шизофренией с олигофреноподобным дефектом, и длительное катамнестическое наблюдение позволяют определить значение и место толерантности в процессе комплексного лечения, которое включает в себя дозированные центропетально-реперкуссивные воздействия (ДЦРВ) на кожные зоны Захарьина-Геда при постоянной обратной нейропсихологической связи, психологическую коррекцию системы отношений пациентов и коррекцию грубейшей педагогической запущенности. Рано начавшийся болезненный процесс вызывает настолько грубое повреждение корковых звеньев динамических церебральных систем, что не позволяет личности полноценно приспособиться к миру, набрать вовремя необходимые знания и умения, адекватно использовать то, что личность сумела всё-таки приобрести, не позволяет ей вступать в продуктивные (в том числе и рабочие) взаимодействия с окружающим миром.

Следует отметить, что возможность полноценного формирования аффилиационно-эмпатических взаимоотношений с себе подобными или лечащим персоналом у таких больных появляется только при снятии продуктивных и негативных психопатологических расстройств, обязательно в доброжелательном коллективе и при включении в общий трудовой процесс учебно-лечебного учреждения. Последовательные, многократно повторяемые ДЦРВ позволяют снижать агрессивность, вспыльчивость, недовольство, апатические и другие расстройства. При этом обычно нарастает заинтересованность пациентов в преодолении своих интеллектуальных трудностей, появляется усидчивость, углубляется внимание и сосредоточение.

По мере усвоения бытовых умений и формирования учебно-трудовых навыков, по мере восстановления интеллектуально-мнестических функций всё более важную роль начинает играть толерантность в системе взаимоотношений таких пациентов. Наступает период, когда психолого-педагогический коллектив все свои силы сосредотачивает на воспитании доброжелательности к той социальной среде, в которой приходится находиться больному, сердечной доброты, взаимной заботы и взаимоуважения не только к своим товарищам по учебно-лечебному коллективу, но и вообще к окружающим людям, знакомым и незнакомым. Больных с олигофреноподобным дефектом приходиться учить манере разговаривать, обращаться к другим, благодарить за помощь, извиняться за бестактность или привычную грубость и т.п. То есть на первое место выходит воспитание толерантности, без которой по прекращении рефлексотерапевтических воздействий всегда и довольно быстро наступает ухудшение самочувствия с усилением подозрительности, гневливости, претенциозности, утратой требовательности к себе и потерей целенаправленности на трудовую жизнь и самообуздание. Если удаётся сформировать у личности прочную толерантность, то, согласно катамнестичеким сведениям, в течение многих лет у таких практически выздоровевших больных не наблюдалось рецидивов заболевания, они хорошо соображали, многие смогли закончить школу, среднее или даже высшее учебное заведение и получить специальность, завести семью и родить полноценных детей. У этих лиц в течение десятилетий сохранялась адекватная толерантность, основанная на самоконтроле и глубоко пережитом впечатлении о своей бывшей болезни. Они бережно хранили своё здоровье, памятуя психокоррекционные мероприятия, включавшие разбор индивидуальных причин и особенностей возникновения своей былой тяжёлой патологии.

Таким образом, в случае создания прочной толерантности в системе отношений личности процесс выздоровления при рано начавшейся детской злокачественной шизофрении с выраженным олигофреноподобным дефектом значительно ускоряется, время поддерживающей терапии сокращается от четырёх-пяти до полутора-двух лет, результат лечения комплексным методом становится прочнее, а поддерживающая терапия короче.