О.Н.Бушмакина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

Я-СУЩЕСТВОВАНИЕ В ДИСКУРСЕ ДРУГОГО


Проблема идентификации необходимо связывается с концепцией Другого (Э.Левинас, Ж.Лакан и др.). Всякий раз в процессе идентификации возникает сложность сохранения самости Я. С одной стороны, самоидентичность Я не позволяет выйти за пределы собственного существования, сохраняясь как бытие-в-себе. Субъективация не объективируется не переходит в бытие-для-себя как бытие-для-другого. Невозможность перехода бытия из одного состояния в другое не позволяет свершиться со-бытию существования бытия. С другой стороны, идентификация Я с Другим на "стадии зеркала" (Ж.Лакан) понимается как присвоение Я Другим через включение Я в дискурс Другого.

Возможность идентификации обусловливается называнием Другим имени Я. Другой для Я на этой стадии оказывается чужим в своей не-понятости. (Не-понятость как характеристика чужести выделяется Б.Вальденфельдсом). Другой как чужой идентифицирует Я, называя его имя. Имя, которое присваивается Другим как чужим оказывается на границе существования Я. Оно существует как свое-чужое, обозначая существование Я, маркируя его. Однако поименование существования в своей произвольности для Я, не может определить сущность этого существования. Произвол Другого показывает не-существенность его существования для сущности существования Я. Имя, присваиваемое Другим, оказывается "пустым" именем для Я. "Пустой" смысл имени позволяет исполниться собственной сущности существования Я, сохраняя возможность выделения Я как Другого среди всех других.

Таким образом, произвольность присвоения имени в процессе идентификации Я Другим позволяет сохранить самость Я и обозначить его существование как Я для Другого, где Я выступает как Другой для Другого. Именование Я включает его имя в дискурс Другого, но смысл этого дискурса наполняется сущностью Я, проявляющейся в многообразиях Я-существования.