О.Н.Бушмакина

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

БЫТИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ НА ПРЕДЕЛЕ СМЫСЛА


Современная философия, как отмечает Ж.-Л. Нанси, это способность мыслить пределы и мыслить у пределов. Деконструкция мышления в постмодернизме есть приведение смысла к бессмыслице на пределе существования смысла (Ж.Делез). Подобное положение дел с мышлением обусловлено радикальной необеспеченностью смысла в современном мире (Ж.Бодрийяр, Ж.-Ф.Лиотар). С одной стороны, как полагают постмодернисты, происходит исчерпание рациональности как способности существования смысла в мышлении, которое обеспечивается присутствием голоса субъекта в бытии (Ж.Деррида), с другой стороны, как мы думаем, указание на пределы рациональности, сопровождающееся переживанием кризиса современного мышления, позволяет мыслить на пределе рационального, или на пределе смысла.

Бытие рационального на пределе предъявляет его существование одновременно в своей полноте и своей исчерпанности. Деконструктивистский постмодернизм акцентируется на исчерпанности бытия рационального на пределе, когда, как полагают, на смену рациональному приходит магическое и мифологическое знание, осуществляется возврат к "первозабытому", возникают различные "ана-" процессы, происходит "заколдовывание" реального мира. Здесь бытие мышления представляется через двойное или усиленное отрицание: оно "уже-не" может быть таким, каким оно было в классической парадигме философствования; и "еще-не" может быть иным в новой парадигме, которая только формируется. Бытие мышления на пределе существует в исчерпанности своей осуществленности или в не-возможности существования. Удвоенное отрицание, исчерпывающее существование рационального мышления, опустошает его, приводит к нолю. Это состояние мышления характеризуется возникновением "нулевых" конструктов мышления таких, как "нулевой" смысл, "нулевое состояние культуры" и т.д. Поскольку субъект как гарант смысла при этом превращается в "пустое" место, в симулякр, постольку бытие текста культуры осуществляется в бесконечной прецессии пустых знаков. Все они манифестируют попытку возвращения к исходному состоянию мышления через поиск неизменных его оснований или структур.

Вместе с возникновением нулевых конструктов на пределе бытия мышления появляются парадоксы и нонсенсы. Их существование обусловлено наличием границы рационального, за пределами которой существует сфера не-рационального. Поскольку бытие не-рационального предъявляется только на границе рационального, можно говорить об их взаимной экспозиции. Взаимная расположенность рационального и не-рационального на границе может быть представлена как тождество противоположностей А = не-А. Эта формула соответствует парадоксу или нонсенсу. Здесь, по мнению постмодернистов, происходит исчерпание смысла философской дискурсивности. Философский дискурс оказывается невозможным (М.Фуко).

Мы полагаем, что бытие рационального на пределе смысла можно представить в его полноте как состояния бытия в возможности и не-возможности существования мышления на границе, т.е. как возможную не-возможность и не-возможную возможность. Всякий раз при этом происходит удваивание возможностей существования мышления, открываются его новые смыслы. Возможности мышления предъявляются как состояния его бытия в точке смысла, или со-бытие бытия. Смысл как со-бытие бытия мышления есть со-в-местность его состояний на границе, когда полнота бытия осуществляется сквозь "пустое" место, которое заполняется при переходе мышления через ноль. Здесь мышление представляется самому себе как конструирующая рациональная способность мышления, самоопределяющаяся в точке мыслящего субъекта, где мышление "имеет-место-быть" как "место-имение", т.е. как "Я". В современной философии, по нашему мнению, рациональность ре-конструкции, ограничиваясь де-конструкцией, конструирует себя, обретая новые смыслы мышления.