Э.В.Дунаева

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. г. Набережные Челны

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧИТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ О ТОЛЕРАНТНОСТИ


Действительность нашего времени, порождающая множество конфликтов, в основе которых лежит неприятие чужих мыслей, взглядов, мнений, верований и т.д., все чаще привлекает внимание к толерантности как уникальному механизму сосуществования разных, непохожих и, порой чуждых друг другу реальностей. Формирование толерантности не просто как характеристики индивидуального сознания, но как особой личностной черты, которая может быть подвержена соответствующему педагогическому воздействию, определяется как общественная потребность.

Встает вопрос, на основе чего может быть сформирована данная черта, формирование каких принципов, установок, ценностных ориентаций может стать основой для развития толерантности? Неужели богатый педагогический опыт прошлого не может дать нам ответ на данный вопрос и педагогика, психология толерантности действительно только зарождается в нашей культуре? (по мнению А.Г.Асмолов). А интолерантность, в отличие от всех остальных "медалей" имеет только одну сторону? Что заставляет людей вести себя интолерантно по отношению к другим, к себе, к жизни? Где границы между толерантностью и обыкновенным снижением сензитивности?

Вопросы риторические, неоднозначные и четкие ответы на них и на другие вопросы по данной теме мы все пока только ищем…

При изучении ценностных ориентаций выпускников одной из муниципальных школ г.Тольятти (по методике Рокича, выборка 65 чел.) мы решили обратить внимание на ряд инструментальных ценностей, которые так или иначе могли характеризовать толерантность личности. К ним мы отнесли: терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать ошибки) и широту взглядов (умение понять другую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Среди инструментальных ценностей есть и "непримиримость к недостаткам в себе и других", которая в какой-то степени может охарактеризовать нашу интолерантность. Какое мнение выражает наше юношество по поводу важности данных ценностей в жизни? На первые три места толерантные черты личности вынесли лишь 7% выпускников, на последние места(16-18) - 14%. "Непримиримости к чужим и своим недостаткам" первые места не отдал никто, а последние места - 43% выпускников. Мы не ставили своей целью проанализировать полученные данные, быть может, они говорят лишь о возрастных особенностях развития, быть может, это отражение ценностных установок общества, мира взрослых? Это вопрос дальнейших социологических и педагогических исследований. Мы решили просчитать корреляционную связь между данными ценностями и терминальными, ценностями жизненных целей. И подобная связь обнаружена только с ценностью - "любовь". (Есть и обратная связь: терпимость - общественное признание.)

Мы понимаем, что толерантность не стоит сводить к узкому понятию терпимости, и что полученные нами данные не отражают всей глубины проблемы. И кардинально нового мы ничего не обнаружили. Изучая опыт истории, мы убеждались не раз - любовь та путеводная звезда, которая нас и ведет к взаимопониманию, к пониманию самого себя, мира. Приведет она нас и к толерантности. Разве не этому нас учит вся мудрость прошлых и настоящих времен?

Для того чтобы поведение было толерантным нужно осознать, что все окружающее нас составляет часть одного целого, что невозможно причинить вред другому, не навредив себе. Подобная философия порождает чувство уважения ко всему живому, и принцип "живи и давай жить другому" составляет основу отношений с окружающим миром. Для толерантного поведения нужно научиться брать ответственность за происходящее вокруг на свои плечи, обрести социально-личностное чувство (А.Адлер). Другими словами стать взрослым, психологически зрелым человеком (К.Роджерс, Абрамова, Стивенс и др.), а значит научить толерантности сродни дать человеку повзрослеть.

И вопрос формирования толерантности это вопрос нашего психологического взросления, нашего духовного становления как нации, как человечества.