М.А.Кондратьева

Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Современная история образования провозглашает идею множественности истин, подвергая сомнению абсолютизацию великих идей, единственно верных теорий. Такая ситуация привела к объективной необходимости осознания и поиску решения новых задач истории образования как учебной дисциплины в системе высшего профессионального образования.

Богатство педагогических концепций, научных школ, плодотворных идей, эффективной педагогической практики ставит перед студентом проблему отношения к прошлому опыту. Новая философия не позволяет делить великих педагогов на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих". Нужен более сложный, диалектичный анализ их опыта и педагогической мысли. Мы видим выход из создавшегося противоречия на пути обращения к проблеме толерантности и идентификации. Историко-педагогическое содержание, как нельзя лучше позволяет формировать у будущего педагога опыт терпимого отношения к другому образу жизни, иным обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Далеко не всегда педагогические представления современного педагога совпадают с педагогической теорией и практикой прошлых лет. Изучение историко-педагогического материала можно осмыслить как своеобразный тренинг толерантности.

Для оптимального решения задачи необходимо создать возможность интенсивного и плодотворного диалога с прошлым, найти пути такого диалога. Специально много времени при изучении истории образования мы отводим педагогическому источнику - документу, тексту. Нам важно сегодня не столько объяснение, сколько понимание изучаемых текстов, а это возможно лишь в процедуре диалога. "При объяснении, - писал М.М.Бахтин, - только одна сторона, один субъект; при понимании два сознания, два субъекта. К объекту не может быть диалогичного отношения, поэтому объяснение лишено диалогических моментов" (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1986.)

Утверждая равноценность традиций и новаций, различных культур и духовных движений, научных направлений и движений, пытаемся включить студента в ситуацию диалога, обеспечить взаимопонимание и взаимообогащение. Это требует эмоционального слияния, переживания субъектом той или иной степени тождественности с познаваемым объектом, формирования вполне определенных мировоззренческих установок. Таким образом начинает действовать процесс идентификации.

Суть современного историко-педагогического знания заключается не в том, чтобы внести в него как можно большее число различных культурных элементов, и даже не в том, чтобы его максимально индивидуализировать, а в том, чтобы научить студента видеть образовательный процесс (его субъектов, цели, средства, результаты, общий контекст) с возможно большего числа позиций, признавая их не взаимоисключающими, не рядоположенными, а взаимодополняющими друг друга.

В таких условиях история педагогики становится полицентричной областью знания. Это предполагает преодоление неприятия "чуждых" по самым разным основаниям методологий, подходов, теорий, концепций, переход от непримиримой критики к конструктивному диалогу с прошлым. Наша задача не разоблачение заблуждений, а выявление позитивных моментов, отражающих различные аспекты познавательных ситуаций. Мы обращаем внимание студентов на позиции познающего субъекта, специфику познавательных целей, особенности инструментария познания, стороны и уровни познаваемого объекта. На такой основе становится возможным формирование многогранного, несводимого к единственно правильной точке зрения образа историко-педагогической реальности, изучаемой в контексте различных традиций и новаций.

История педагогики освобождается от поиска единственно верного образовательного "проекта" прошлого. Будущий педагог учится соотносить теорию и практику воспитания и обучения прошлых лет с неким конкретным образом прошлой педагогической действительности с определенным концептуальным подходом к трактовке образования, его природы, механизмов и возможностей. Важно "вписать" историко-педагогическое прошлое в различные концептуальные теоретические конструкции и установить с ними диалог. Диалог (читатель - автор текста) направляем на понимание тех событий, о которых повествует источник. Это является условием ухода от единственно возможного способа теоретического представления историко-педагогической реальности и одновременно дает возможность самоидентификации.

С учетом реального содержания, многообразных факторов функционирования и развития педагогического знания разных лет важно определить подходы к пониманию изучаемых событий и указать их возможности и границы в соотношении с другими подходами. Наиболее эффективно идентификация происходит на основе совместной деятельности членов студенческой группы, т.е. на семинарских занятиях.

Процесс идентификации как психологическое отождествление студентом себя с известными в педагогике людьми, их группами, объединениями позволяет более интенсивно и успешно осваивать новые педагогические ценности и нормы.

Историко-педагогическое знание несет в себе уникальную возможность формирования толерантности на основе множественности истины, что способствует самоидентификации будущего педагога. В современных условиях развития образования и педагогической науки это становится крайне важным условием успешности профессиональной деятельности.

Признав толерантность важным признаком общей и профессиональной культуры, необходимым элементом гуманизма и педагогического многообразия, мы используем возможности учебного предмета "история педагогики" для приобретения студентами опыта решения профессиональных педагогических проблем без ненужного обострения противоречий, на путях взаимного учета и согласования интересов, нахождения компромиссов.