А.В.Косов

Калужский государственный педагогический университет г.Калуга

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИФОТВОРЧЕСТВО И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ КАРТИНЫ МИРА


Миф, вопреки расхожим домыслам, не является вымыслом, а иносказательно выражает сущность происходящего в ее значимости для будущего при помощи специального (символического) языка. Объясняя появление мифов, А.М.Кондратов и К.К.Шилий (1988) опираются на информационную теорию эмоций П.В.Симонова, согласно которой эмоция возникает при недостатке информации для удовлетворения потребностей, компенсируя этот недостаток, побуждая к действию и поиску информации, которой недостает. Полное отсутствие информации о неизвестном объекте означает отсутствие информации и о том, как удовлетворить внезапно возникшие потребности, что приводит к рождению эмоций: страха, любопытства. Внезапное и одновременное возникновение этих эмоций порождает испуг. Неудовлетворенное любопытство и страх - стойкие отрицательные эмоции, приводящие, при длительном воздействии, к разрушению психики, стрессам, нервным срывам. Существует и своеобразный защитный механизм - потребность в объяснении словом (вербализации), попытке понять, что произошло, отыскать в памяти аналоги. Вытесненные повседневными заботами, сознательные попытки дать объяснение непонятному, неведомому, заставляют мозг продолжать работу в подсознании, включая механизм перебора, перегруппировки, сравнения и оценки информации, накопленной ранее, и личного опыта, причем все промежуточные операции происходят в подсознании, а в сознании внезапно, в виде озарения, инсайта, откровения, возникает готовое решение. Подсознательный процесс поиска ответа может длиться долго, может завершаться быстро, решение находится, перебор вариантов завершается введением в сознание какого-либо образа, который, как правило, создается на основе сходства или совпадения каких-то фактов во времени. Загадочное явление может персонифицироваться в образ, наделенный фантастическими, но заимствованными из прошлого опыта чертами.

Таковы общепринятые на сегодня в психологии механизмы формирования мифа. Миф, в связи с этим можно рассматривать как некую зону, территорию, где человеком все каким-либо образом "освоено" и объяснено, где он чувствует себя достаточно комфортно в связи с отсутствием необходимости в интенсивном поиске насущного решения. Отсюда, стремление к фантазированию, уходу от реальности и созданию личной "виртуальной области", "ниши", когда проблемы в реальности начинают казаться неразрешимыми. Этот процесс мифотворчества (для того, чтобы жить в мифе, его нужно либо создать, либо персонифицировать один из имеющихся) можно проследить в семьях с алкогольной или иной формой зависимости, у ортодоксально верующих, очень часто (если, не почти всегда) - у людей с чувствительной и сверхчувствительной (неустойчивой) психикой.

Таким образом, мифотворчество в подобных ситуациях можно рассматривать как форму психологической защиты, повышающей толерантность. Создание мифа, как инореальности, с аналогичной целью может рассматриваться как в связи с личностным мифообразованием, так и в связи с групповыми мифами и мифами (и применением бизнес-ритуалов) в организации. Необычную актуализацию образа можно представить как смену масштаба образа в сравнении с другими образами: укрупнение в гратуале и уменьшение в ингратуале (Носова, 1990; Носов, 1994). Появляется другой уровень психической реальности, в которой свой масштаб пространства и времени психических процессов и свои закономерности существования в сравнении с исходным уровнем. При последующем укрупнении/уменьшении масштаба развернутого/свернутого образа проявляется, соответственно, более высокий/низкий уровень виртуальной реальности, причем, на наш взгляд, все это напрямую связано с формированием "Я-концепции" индивида и его отношением к изменениям, происходящим в других людях, т.е. толерантностью.