Н.Н.Мельникова

г.Челябинск

СТРУКТУРА И ФОРМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Понятие "толерантность" (от лат. tolerantia - терпение) имеет несколько определений, отличающихся по значению. Несмотря на то, что все значения имеют одно смысловое ядро, заметны разные акценты, которые во многом определяются характером тех явлений, по отношению к которым рассматривается толерантность - нетерпимость. При этом, различные дефиниции характерны для разных областей исследования и весьма точно отражают специфику проблем, решаемых в данной области науки и практики.

Так, одно из значений понятия "толерантность" отражает иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена. В этом контексте разрабатывались проблемы физиологической совместимости органов и тканей, формирования толерантности к лекарственным веществам, к наркотикам и др. Другое значение связано со способностью организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Такое понимание толерантности, как устойчивости, выносливости характерно для области исследований, в рамках которых разрабатывались проблемы толерантности к стрессовым ситуациям, фрустрациям, экстремальным условиям среды, негативным влияниям извне. В третьем значении, наиболее популярном в настоящее время, понятие "толерантность" ассоциируется с терпимостью к проявлениям иного рода взглядов, нравов, привычек, терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению. В этом значении понятие используется в таких областях исследования, как межличностные и межгрупповые отношения. В последнее время проблема толерантности всё чаще рассматривается в связи с межнациональными отношениями.

Характерно, что даже внутри указанных областей существуют различия в понимании сущности явления толерантности. По всей видимости, толерантность может иметь различную природу и по-разному проявляться. Следует различать такие формы толерантности, как:

  1. нечувствительность к воздействию или некоторому проявлению другого человека;
  2. внешнее выражение терпимого поведения (сдерживание негативных импульсов);
  3. принятие, как признание ценности "Другого".

Мы констатируем толерантность - нечувствительность в том случае, когда некоторое явление, воздействующее на человека, либо не замечается им, либо не достигает того уровня, которое может вызвать негативную отторгающую реакцию, в силу чего воспринимается, как естественное, нормативное.

Суть второй из указанных форм толерантности наиболее близко связана с семантическим значением понятия "терпимость". В русском языке "терпеть" - значит "мириться с наличием чего-то, поневоле допускать что-нибудь, безропотно и стойко переносить что-нибудь неприятное" (Ожегов, 1996). Здесь внешние проявления терпимого поведения могут сопровождаться внутренним непринятием явления. В английском языке "tolerance" наряду с "терпимостью" означает также "допуск", "допустимое отклонение от стандарта". Такая семантика отражает идею меры или границы, в пределах которой проявляется терпимость. В этом случае толерантность чаще всего достигается сознательными волевыми усилиями. Не случайно в качестве составляющих толерантного поведения нередко выделяют волевые компоненты, такие, как выдержка, самообладание, и др.

Третья форма толерантности - принятие - неизменно эмоциональная категория, сопровождающаяся переживанием ценности "Другого" человека, мнения, убеждения. Толерантность - принятие базируется на идее взаимодействия, как "диалога", и опирается на модель "человека понимающего", человека, заинтересованного в "Другом", в его уникальности, как в необходимом звене самопознания и становления собственного "Я". Корни трактовки толерантности в таком контексте мы находим в диалогическом направлении философии и психологии (В.Дильтей, Ю.Хабермас, М.Бахтин, М.Бубер и др.)

Три названные формы толерантности имеют принципиальные различия как в самой основе, на которой формируется толерантное поведение, так и в структуре отношения толерантности-нетерпимости. Что мы имеем в виду? Прежде всего, следует рассмотреть толерантность как целостный акт, включающий не только отношение к объекту, но и конкретные действия, направленные на него. Чаще всего следствием нетерпимости являются пресечение непринимаемого явления, иногда посредством уничтожения его носителя или же, в более мягкой форме, - отказ от контакта с ним (избегание, отторжение). Наверное, проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения.

Возникает вопрос: какова структура отношения, вызывающего столь определённые действия? Более глубокий анализ позволяет выделить два компонента, составляющие отношение толерантности - нетерпимости:

Особое внимание следует обратить на вторую составляющую толерантности - легитимизацию явления (от лат. legitimus - законный). Именно отказ некоторому явлению в праве на существование характеризует нетерпимость и имеет решающее значение для последствий такого отношения. Именно этот компонент служит пусковым механизмом или "субъективным разрешением" для проявления действий запрета и отторжения. Таким образом, проявляя толерантность-нетерпимость, субъект не просто позитивно или негативно относится к некоторому явлению, он как бы выносит решение о его праве на существование и затем осуществляет вынесенный "приговор".

Как сочетаются названные компоненты в случае толерантного или, наоборот, нетерпимого отношения? Характерно, что отношение нетерпимости всегда имеет в своей основе отрицательное решение в плане легитимизации, которое сочетается с негативным эмоциональным фоном. Если же говорить о позитивном полюсе отношения - о толерантности, то здесь картина более сложная: отношение толерантности базируется на признании легитимности явления, что, однако, далеко не всегда сопровождается положительными эмоциями. Знак отношения различен для выделенных выше форм толерантности.

Полностью позитивное эмоциональное отношение мы можем наблюдать только в случае эмоционального принятия. Толерантность - нечувствительность сочетается с нейтральным отношением к объекту, безразличием, равнодушием, когда человек как бы не замечает некоторого явления, не реагирует на него. А такая форма толерантности, как внешняя терпимость, часто характеризуется негативным отношением к объекту, но, при этом, сопровождается признанием его права на существование. В этом случае именно момент легитимизации требует сдерживания негативных импульсов по отношению к объекту, допуская его проявления до известных пределов.

Поставив перед собой задачу формирования толерантного сознания, необходимо чётко осознавать, к чему мы хотим прийти: к нечувствительности по отношению к проявлениям "иного", к сдерживанию негативных отрицающих импульсов или к безоценочному переживанию ценности "Другого". Понимание того, с какой формой толерантности мы имеем дело, позволит выбрать наиболее адекватные методы изучения данного явления и, при необходимости, средства воздействия.