М.Р.Минигалиева

Московский государственный социальный университет, г. Москва

ПОНИМАНИЕ КАК МОДЕЛЬ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Понимание - процесс и результат осмысления своих и чужих переживаний, представлений, поступков в ситуациях общения с собой и с другими людьми. Осмысление, в отличие от "познания", взятого в его традиционном, узком смысле слова, выступает не столько как индивидуальная процедура и индивидуальный результат познания себя и другого, сколько как способ бытия человека в мире (Гадамер Г.-X., 1988, Знаков В.В., 2001,.др.). Этот способ предполагает, что понимание выступает как сугубо человеческий способ познания и бытия. Поэтому развитие понимания - развитие человека, взятого как отдельный индивид и как представитель той или иной историко-культурной общности. Т.е., развитие его человечности. Понятие человечности позволяет обратиться к изучению понимания как явления, обнаруживающего способ бытия человека в мире, характеризующего индивидуальный вариант во-площения человеком ценностей этого бытия в реальной жизни: "Важно не то, во что ты веришь, важно то, каким образом ты в это веришь и как ты претворяешь свою веру в действия" (Ютан Л., 2000). Человечность - способность оставаться человеком - т.е. осознанно воплощать в своем общении с другими людьми, своей деятельности общечеловеческие ценности - независимо от того, насколько критическим, проблемными или, напротив, рутинными, обычными являются жизненные обстоятельства. Это способность конгруэнтного бытия - соответствие ценностей человека предпочитаемым им моделям общения и способам понимания себя и окружающего мира. Общим условием продуктивного психотерапевтического процесса является готовность консультанта и клиента к "понимающей коммуникации" - созданию условий, в которых возможно наиболее полное (непредвзятое, открытое) - толерантное понимание людьми друг друга - как людей, как специалиста и клиента и как представителей конкретных этнокультурных групп. Толерантностью - называют способность не только к осознанию, но и принятию существующих между всеми людьми различий, принятию возможности изменений человека, в том числе своих собственных изменений, а также изменений ситуации взаимодействия с ним - ее правил и этических принципов. Толерантность как понятие имеет два важнейших измерения - устойчивость и терпимость. Устойчивость - проявляется, прежде всего, как способность самоуправления, самосознания себя в кризисной, проблемной или неопределенной ситуации, например, в ситуации стрессов, порождаемых встречей с необычной или "отклоняющейся от привычной "социальной реальностью"". Терпимость - это толерантность по отношению к людям (и самому себе), их отличиям - возникает в момент встречи с "необычными", "отклоняющимися" или "проблемными" другими людьми (их действиями, высказываниями, личностными особенностями). Такая толерантность - "способ принятия межчеловеческих различий, который исключает ксенофобию".

В напряженных ситуациях, часто возникающих в психотерапии, особенно важным измерением толерантности становится ее свободный, добровольный или, напротив, вынужденный характер: истинная толерантность выступает как добровольный и не связанный с какими-либо "усилиями" "шаг навстречу" другому человеку, стремление к любящему пониманию другого человека (это еще не любовь, но уже - ее желание, часто обозначаемое, например, термином "плюрализм"). Тогда становится возможна ситуация, когда все спорят и сомневаются, но "всем при этом хорошо". На "социокультурном уровне" поэтому толерантность часто рассматривается как феномен человеческой морали, ценностей (и в этом смысле более или менее свойственная людям разных культур и социальных групп) или относится исследователями к одному из общих правил организации продуктивного повседневного и кризисного межличностного и профессионального взаимодействия. На личностном уровне толерантность часто выступает как особое "состояние души", сознания (близкое к любви). Вторичная толерантность - приобретенное умение, - требующее сознательных и планомерных усилий к удержанию себя в позиции "принимающего" и "понимающего", требующее определенного мужества - дающего возможность увидеть в себе и других людях общие и общечеловеческие черты, и, в этом смысле, "мужество почувствовать себя интегрированным", целостным человеком. Толерантность в неопределенных или неприятных ситуациях дает возможность переключится с "силовых" решений проблем на "разговорные", а также - изменить суть самих проблем, иногда сводящихся к "элементарному" "непониманию" ситуации общения. Толерантность предполагает также довольно высокий уровень "разбуженности сознания" человека, дающий ему возможность целостного понимания себя и мира, "ответственного видения людей": обращенного не на равнодушное или агрессивно-экспансивное ("ты мне не нравишься и\или неинтересен"), а принимающее взаимодействие с людьми, отличающимися от субъекта толерантного отношения уже потому, что они - другие люди. Толерантность поэтому рассматривается как способность увидеть в себе и других людях общечеловеческие черты, и, в этом смысле, почувствовать себя целостным, человеком. Толерантность в неопределенных или неприятных ситуациях дает возможность переключится с "силовых" решений проблем на "разговорные", а также - изменить суть самих проблем, иногда сводящихся к "элементарному" "непониманию" ситуации общения. Толерантность связана с желанием понять другого человека, не отказываясь и от понимания наиболее "странных", "неопределенных" и "проблемных" аспектов его поведения, высказываний, представлений и переживаний. Толерантность делает возможным продуктивное соотнесение тенденций человека любить и понимать себя и других людей с тенденциями властвовать и принимать решения по поводу себя и других людей. Она уравновешивает стремление человека внимать - себе и миру и изменять - себя и мир. "Самосознание - основная цель человека (как родового существа и индивида - М.М.), проявляющаяся в устремлениях всего сущего, но насилие противопоставляет ему замкнутую сферу…осознание этой сферы недоступно тому, кому недостает насилия (оно недоступно, в частности, тогда, когда насилие искажает сознание и приводит его в беспорядок)". Другими словами, поскольку человек - продукт двух противоположных начал, осознание того, чем он является, для него невозможно. Он непременно теряет в одной области то, что приобретает в другой. Поэтому, "Будучи в высшей степени жестокими, мы подчиняем суверенность насилия (как особой ценности - М.М.) утилитарным целям сознания" (Батай Ж., 1992). Другой представитель психологической герменевтики, М.Бланшо (1949) пишет: "…между человеком нормальным, загоняющим садиста в тупик, и садистом, который превращает этот тупик в выход, располагается тот, кто знает больше других об истинном своем положении и обладает более глубоким его пониманием, поэтому он способен помочь нормальному человеку осознать самого себя, содействуя ему в изменении условий всякого осмысления". Эти два высказывания помогают осмыслить проблему насилия в профессиональных и обыденных взаимоотношениях. Единственно, что остается не вполне ясным, является ли насилие единственным "антонимом" осознания. У В.В.Налимова (1996), А.Адлера (1993) и др. агрессия также рассматривается как функция (и показатель) непонимания. Т.о., эти феномены оказываются тесно связанными. И здесь интересно то, что же представляет собой сознание и познание (понимание). В целом, "насильственное познание" отличается от "ненасильственного понимания" мерой осознания насилия: степени вмешательства во внутренний мир и поступки другого человека, а также степени насилия по отношению к себе самому. Т.о., толерантность предстает как одно из условий собственно человеческих - человечных взаимоотношений людей, основанных не на "блаженной невинности" непонимания, но на глубоком осмыслении парадоксов человеческих отношений. Психотерапия с ее множественными - взаимодополняющими (Гулина М.А., 2001, Петровская Л.А., 1982, 1989, Сосланд А., 1999, др.) - концепциями и психотехническими вариантами совершенствования личности и межличностных отношений, полифонией мнений о сути (природе и аксиологических основаниях, механизмах и техниках, путях (способах) осмысления) психотерапевтической помощи, есть путь к развитию толерантности личности - осознания существования иных точек зрения (ценностей), способов понимания себя и мира, возможностей и ограничений иных моделей общения и поведения, их осмысление. Самопонимание клиента - путь к толерантности по отношению к самой себе - осознания и развития собственной "множественности" и "многоголосья" - развития способов понимания себя и мира, расширение палитры способов поведения, присвоение новых ценностей. Толерантность - подчинение стремления человека к контролю и самоконтролю (власти) стремлению человека к любви.

Человечность выступает как способность строить неотчужденные ("субъективностью" или "объективностью") взаимоотношения с миром (другими людьми), в которых люди (каждый раз заново), вступая в общение друг с другом, стремятся понять друг друга как людей, соотнести актуальные ценности и цели друг друга в конкретной ситуации общения с общечеловеческими ценностями. Человечность предполагает, что поведение, высказывания, переживания и представления общающихся пронизаны переживанием (пониманием) друг друга как людей. Это означает, что человек предстает как во-площение (Горянина В.А., 2001) всех ценностей бытия, которые он может в той или иной степени реализовать в конкретной ситуации общения и в той или иной мере тем или иным способом реализует в свой жизни в целом. Понимание служит осознанию себя и других людей как носителей этих общечеловеческих ценностей, того способа и той полноты, с которой каждый человек реализует эти ценности в реальном общении. Того, каким образом и насколько общечеловеческие ценности представлены в поведении, переживаниях и представлениях отдельного человека, как они реализуются и изменяются в процессе общения (в каждой конкретной ситуации общения или группе ситуаций). В нашем случае такой ситуацией ("естественным сегментом социальной жизни, определяющимся вовлеченными в нее людьми и сущностью деятельности, в которую они включены") является ситуация психологического консультирования, через призму которой субъектам консультативного диалога задается возникшая в жизни клиента проблемная ситуация, с которой он входит в процесс общения.

Итак, понимание выступает как способ человеческого бытия (бытия человеком - в мире и в общении с другими людьми) и человеческого осмысления реальности (Бахтин М.М., 1979). Понимание интерсубъективно, ценностно и ситуационно ("контекстно") обусловлено: "возникает" в "со-бытии" человека с человеком, выступает как событие жизни каждого и, в конечном счете, как основа этого "совместного бытия". Как специфически человеческий способ жизни, понимание выступает также как важный критерий человечности поступков и отношений личности. Развитие понимания человеком самого себя и мира является важнейшими составляющими процесса совершенствования диалогической компетентности личности, ее "культуры совместности". Обеспечение возможности диалогического взаимодействия - одна из основных функций процессов понимания. Понимание, как и "передача желания понять", выступает как способ организации эффективного, создающего условия для личностного роста его субъектов, общения, т.е. для психотерапевтических, помогающих отношений. Понимание, т.о., характеризует диалогическую компетентность субъектов общения и в наиболее концентрированном виде представлено процессами взаимопонимания. Взаимопонимание - процесс, в котором феномены самопонимания, понимания себя и понимания ситуации взаимодействия представлены в их целостности (единстве), взаимосвязи - как три основных направления осмысления людьми своего со-бытия (данного им сквозь призму конкретных ситуаций общения). Понимание дает возможность понять свое бытие и бытие другого не только "извне", но и "изнутри", со стороны а) внутреннего, индивидуального смысла существования конкретного человека, б) конкретной ситуации общения (взаимодействия) людей. Понимание, т.о., является интегративным по своему характеру феноменом, объединяющим в своей структуре процессы самопонимания, понимания другого и понимания ситуации общения с ним.

Внутренняя реальность другого человека, в отличие от внутренней реальности самого субъекта не дана ему непосредственно, требует сознательной реконструкции. Однако, и собственная внутренняя реальность субъекта не всегда оказывается полностью доступной осознанию и осмыслению. Проявляясь в процессе общения, в их "овнешненном" виде, эти реальности циклически взаимодействуют, сближаясь (образуя единство) и удаляясь (периодически обособляясь, разделяясь на отдельные компоненты). Каждый такой диалогический цикл понимания (включающий соотнесение содержательных компонентов понимания между собой и их взаимное преобразование - коррекцию и обогащение) предполагает новую степень полноты и глубины понимания каждого из компонентов. При этом понимание или непонимание ситуации взаимодействия (выступающей как предметный и отношенческий "контекст" процессов понимания другого и самого себя) во многом является источником новой смысловой информации о самом себе и другом человеке.

Толерантность понимания предполагает способность человека дожидаться подтверждения - со стороны другого человека - если понимается другой, и ориентироваться на самоподтверждение, если объектом постижения является его собственное "Я". Если значимые другие не предпринимают попыток понять, организовать диалог, то идентификация вызывает "развитие в режиме самоподтверждения" (Бодалев А.А., 1985). Неподтверждение касается отрицания реальности субъектов взаимодействия и/или ситуации взаимодействия (Лэйнг Р.Д., 1995, Роджерс К., 1994, Бюдженталь Дж., 2001, др.). Неподтверждение, т.о., связано с отсутствием понимания: диалога и обратной связи (со-понимания, понимания ситуации взаимодействия), духовных влияний (понимания другого), идентификации (самопонимания).