М.Г.Рогов, Б.С.Алишев

Казанский государственный университет,г. Казань

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ


В настоящее время в психологии, несмотря на преобладание "утилитарного", социологического понимания ценностей, как объектов, существует и более психологизированное, более "романтическое". При этом понимании ценности трактуются как ментальные образования, которые хотя и связаны с объектами (в психике все связано с объективным миром), но ни в какой форме не могут быть сведены к ним. Как видим, по поводу ценностей в науке сложилась не простая ситуация. С одной стороны, она является подтверждением важности положения ценностей в структуре личности. Не случайно Б.Г.Ананьев отмечал, что общим центром, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. С другой стороны, она обнажает наличие больших проблем в понимании их сущности. Во-первых, несмотря на все многообразие конкретных дефиниций, совершенно очевидно следующее: по сути дела, в психологии относительно проблемы ценностей имеется то же противостояние взаимно несовместимых позиций, которое характерно для философии. Оно всего лишь менее отчетливо выражено, потому что психологи часто только коротко обозначают свои методологические позиции (а иногда вовсе этого не делают) и сразу переходят к эмпирике и описанию результатов. Во-вторых, "расслоение" взглядов на природу ценностей очень напоминает различия в подходах к пониманию сущности мотивов. В обоих случаях мы видим одну линию, направленную на объективацию, и другую линию, направленную на субъективацию.

С нашей точки зрения понятие ценности должно применяться при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в самом широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между субъектом и окружающим его миром, она существует только в их отношении. Социологи обычно считают ценностями некоторые объективные компоненты социальной системы, чаще всего, относя их к элементам и предметам культуры и деятельности. Вряд ли в психологии такая трактовка продуктивна. Действительно, можно говорить о социальных, общекультурных ценностях, которые существуют независимо от отдельной личности. В таком понимании они объективны для нее. Прав Д.А.Леонтьев, когда замечает, что человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Культура и общество это не просто внешние условия, но и материал индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности. Но несомненно, что это не механический, а сложно опосредованный процесс, складывающийся из разнообразных трансформаций. Ценности культуры и общества сами формируются в результате деятельности отдельных людей. Если нет стоящего за ними психологического феномена, существующего в индивидуальной психике и сознании, не будет и ценности как объекта.

Необходимо особо отметить, что только при такой трактовке понятие ценности может найти свое место в психологии и, более того, оказаться незаменимым для понимания ключевых механизмов социализации личности. Человек является таким же субъектом, как и целое общество. Он входит в социальную группу со своими целями, ценностями, взглядами, он самостоятельно формирует цели жизни, принимает решения о путях их достижения, и всегда перед ним имеется выбор. Выбор всегда остается за ним. Общество и культура могут лишь предложить его варианты. Задача социально-психологического исследования личности заключается как раз в анализе сложных противоречий, возникающих во взаимодействии личности с обществом и культурой и оказывающих влияние на ее ценностно-мотивационную структуру.

Ценности можно определить как имеющие различное содержание функциональные связи между человеком и окружающим его Миром. Количество таких функциональных связей велико, но среди них, по-видимому, можно выделить очень частные, конкретные и более обобщенные, являющиеся синтезом ряда близких по содержанию. Эти обобщенные ценности одинаково важны, т.е. объективно ни одна из них ничем не лучше и не хуже других, но в конкретной культуре, тем более, в конкретной личности они образуют некую иерархически организованную структуру. Трудно согласиться с подходом, в соответствии с которым, ценности сводятся к окружающим человека материальным и идеальным объектам, т.е. имеют внешний по отношению к нему характер. Конкретные объекты, предметы, вещи имеют для субъекта значение, полезность, потребительскую стоимость благодаря наличию у них различных качеств. Ценности материализуются, воплощаются в объектах, с одной стороны, благодаря неразрывной связи субъективного и объективного, с другой - благодаря тому, что реально эта связь может существовать только в конкретных взаимодействиях конкретного субъекта с конкретными объектами. Для каждого человека Мир конкретен, конкретен он сам и конкретно его сиюминутное взаимодействие с ним. В этой конкретности объекты приобретают функциональность. И вместе с тем, за этой конкретностью находится одинаковое, единое, общее и обобщенное. Вряд ли ценности, вообще, следует рассматривать как какой-то особый структурный элемент психики, имеющий в ней четкую локализацию. Поскольку они характеризуют содержание взаимодействия в системе субъект - объект, постольку они должны рассматриваться в качестве фундаментальных элементов содержания психики. Они проявляют себя в восприятии и оценке событий, в отношениях, в мышлении и принятии решений, в чувствах, в мотивах и действиях, - во всех без исключения формах психической жизни.

Ценности тесно связаны с потребностями. Вместе с тем, их нельзя свести к потребностям. Можно сказать, что и то и другое имеет одну общую функцию - функцию регуляции взаимодействий с окружающим миром. Но потребности и ценности выполняет эту функцию на разных уровнях. Первые конкретны, в них выражаются функциональные связи между субъектом и объективным миром, имеющие биологическое, биопсихическое и биосоциальное содержание. Они, так или иначе, представлены в геноме и являются общими для всех людей: различия между ними в этом плане не слишком велики. Регулирующее действие потребностей выражается в задании некоторого, в принципе достижимого целевого состояния и проявляется в отдельных ситуациях. Ценности носят более общий характер. Они не заданы генетически, но в то же время предопределены самими формами и способами взаимодействия человека с природной и социальной средой. Предопределены в том смысле, что их номенклатура, как и номенклатура потребностей, одинакова для всех людей, т.к. принципиально одинаковы основные формы и принципы организации взаимодействий. Однако структура ценностей у разных людей отличается гораздо сильнее, чем структура потребностей. Регулирующее действие ценностей выражается в задании общего вектора жизнедеятельности, и они регулируют даже порядок удовлетворения потребностей, их приоритетность в той или иной ситуации. В конечном счете, они образуют основу целостной модели взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью, которую принимает личность, и которой она придерживается.

Ценности обеспечивают наиболее глубинный уровень психологической и социально-психологической саморегуляции человека. Если рассматривать его жизнь вообще и его целостное взаимодействие с Миром, они оказываются одним из наиболее устойчивых элементов содержания психики. Последнее обусловлено тем, что система ценностей личности является ядром, стержнем ее "Я". В основном благодаря им она определяет себя, свою аутентичность. Это означает, что ценности обеспечивают целостность ее внутреннего мира, позволяют ей объединить свое прошлое, настоящее, будущее в едином образе "Я". Конечно, они тоже поддаются изменениям, но они - то, что остается относительно стабильным и неизменным в постоянно изменяющейся череде образов и представлений памяти, текущего восприятия, мышления и воображения, окрашенных в разные эмоциональные тона. Если же рассматривать поведение человека в конкретных ситуациях, то создается впечатление их полного непостоянства. Но это происходит только потому, что ситуация меньше, чем жизнь; в ней на передний план выходит то одно, то другое. И только непрерывная цепь сменяющих друг друга ситуаций создает "выборку", достаточную для того, чтобы судить об основных