Т.К.Рулина

Самарский государственный педагогический университет г.Самара

ТОЛЕРАНЦИЯ СЕГОДНЯ PRO ET CONTRA: К НЕРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ


  1. 1. Культура демонстрации, производства, контролируемая принципом прозрачности, исчисляемости всех актов и акций, сегодня получает легитимацию в технократических терминах: информационная, сетевая, кибернетическая. Однако инструментальное, инстантное оборотничество религиозных политических, экономических, юридических категорий невозможно без производства видимого строя вещей, понятий, цифр - знаков новой реальности. Эта невозможность приводит архаичную модель насильственной социализации индивида к более "психичной", аффективной модели, где социализироваться не означает становиться общественным, а означает отличаться знаком социальной эффективности, презентовать социальные знаки.

    Циркуляция знаков разрушает привычные каноны идентификации, что позволяет Ж.Бодрийару заметить: "Мы стали транссексуалами, как мы стали трансполитическими, политически индифферентными, андрогинными и гермафродитными существами, которые включают в себя разнообразные идеологии, мы носим, снимаем и одеваем различные маски". Такова цена новой европейской толеранции, на основе которой укрепляется объединённая Европа как государственная конструкция без границ и с общим денежным обращением.

    Культура тождества и дифференциации уступает место культуре трансвестивности, в которой инстанцию идентичности вытесняет инстанция публичности, способной в поливалентной верификации. Способность жить экзистенциями подавляется аргументами явлений, воображаемых образов реальности. Сознательно или бессознательно индивид активизируется в роли импрессарио своих квазиобразов. Здесь не остается места диадам: толеранция - агрессия, экстремизм - индифферентность, амбивалентность - радикализм, опирающимся на поведенческую логику различения.

  2. 2. Новая организация личности по западному варианту "окукливается" в России: для нее" характерны множественность интерпретаций, готовность к самосовращению, нарциссизм, трансформирующий насилие в неизвестные доселе симулятивные формы. Речь идёт о реаттитюдности.

    Установка - характеристика готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению согласно оценке.

    Исследование аттитюдов (Томас-Знамецкий) подтверждает, что социальные ориентации обуславливаются требованиями других людей, ведущими к трансформации личностной установки и наполнению её новым социологическим содержанием. Социальность установки проявляется при переходе с групповой на индивидуальную ориентацию действий. Поэтому вероятность актуализации установок определённой природы зависит от контекста, в котором действует личность, что позволяет предположить: отношенческая установка "социологизируется" по мере увеличения степени интеграции личности с группами. Однако даже полное отождествление личности с группой (традиционное общество) не влияет на формирование толерантности к чужим группам, и потому традиционные обряды и обычаи развивали внутригрупповую толеранцию личности, а не толеранцию личности вообще. Психологически данное явление можно обозначить "ростом группового подобия". Таким образом, толеранция как установка внутригруппового уровня взаимодействия с помощью знаков социально-психологических отношений (обряд, ритуал), вызывающих соответствующие переживания, превращала отдельных индивидов в групповой субъект деятельности и общения.

  3. 3. Идеология регулирования психики через информацию ориентирована к не резистентным, неригидным системам мышления. Она представляет собой операционализацию понятий, потребностей, восприятий, желаний, что в принципе эффективно при высоком уровне резистентности. Если социальное насилие нормализации индустриального типа основано на дрессировке реакций методом программирования серийных агрессий (рекламное вдалбливание, телеагрессия, политическая пропаганда), то симулятивная реальность эпохи информационных сетей провоцирует игру нестабильных вариаций установки, основанную на бинарном ритме пары одновременно действующих оппозиций, взаимно связанных отношениями корреляции, а не конкуренции. Корреляционный коллаж кризисов и вызовов бинарной установки лишен реальной референциальности и запускается кодом рационализации информационных подстановок системы. И если социум заинтересован в групповой и межгрупповой аттрактивности (привязанности), он вынужден внедрять в сериальный механизм установки структурные элементы толеранции: сочувствия, дружбы, аттрактивности.

    Мифический опыт архаики указывает наличие задач и практики, но не способов распространения опыта. Дело в том, что магические, ритуальные знаки участвовали в реальных обменах и не отрывались от своих референций. В нереальных (информационных) обменах референциальные знаки чистой симуляции придают значения, не опираясь ни на что, кроме себя самих. В таком случае следует установить: если симулятивный процесс современного мышления связывается с архетипом, включается ли он в каузальную упорядоченность, в схему архетипа?