А.Е.Сережкина, Р.А.Рафиков

Казанский государственный университет,г. Казань

ПОНЯТИЕ ГУМАНИЗМА


В настоящее время понятия гуманизма и гуманитаризма часто употребляются как синонимы, или почти совпадающие по содержанию и объему термины. Еще в прошлом веке под гуманитаризмом подразумевалось "изучение и приложение к жизни человеческих начал сострадания, любви, кротости и всеобъемлющего доброжелательства" (Солта Г.С., 1896.), равнозначно русскому слову "человечность". Гуманизм же трактовался довольно узко - как подъем в области науки и литературы лишь в эпоху Возрождения, причем незатронувший нравственность. Задача гуманитарианства, по мнению Г.С.Солта, состоит в том, чтобы, воспитывая в себе самом доброе чувство ко всему живущему, защищать все живые существа от жестокостей и несправедливостей, совершаемых над ними людьми, смягчать страдания, ставшие уже неизбежным фактом.

Учитывая современную практику словоупотребления, следует более четко развести понятия гуманитарного и гуманного. Еще в конце 20-х годов имея в виду содержание преподавания в дореволюционной классической гимназии, специалисты характеризовали ее как "гуманистическую школу", в то время, как правильнее в этом случае было бы употребить определение "гуманитарная". В наши дни даже в международных документах, с точки зрения русского языка, допускается подобная некорректность при употреблении данных понятий, например, в словосочетании "гуманитарная помощь".

Следует заметить, что в широком смысле понятие гуманизма может использоваться для качественной характеристики не только отношений между людьми, но также и отношения людей к культуре, и, что сегодня важно подчеркнуть, - к природе, животным. В узком же смысле - как светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике, духовному владычеству церкви, как прогрессивное движение этой эпохи, направленное к освобождению личности. Слово же "гуманитарный" применяется обычно к определенному классу наук и означает "относящееся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе и этнических".

Сущность понятия "гуманитарный" в устоявшемся в современном словоупотреблении определяется тем, что оно связано с определенным классом наук, называемых общественными. Общим основанием для отнесения той или иной дисциплины к классу гуманитарных служит то, что объектом ее является изучение тех или иных сторон социальной формы движения. Гуманизм - это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности. Гуманитаризм же - направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Причем, оба эти понятия в современных условиях используются в значении противоположноном технократизму - направлению мысли и деятельности, абсолютизирующему роль техники, материального производства.

Проблема гуманизации образования возникла в связи с тем, что наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативные последствия, угрожающие самой человеческой. В настоящее время необходимо повышение общего уровня культуры населения, качества гуманитарной подготовки всех работников, что позволит преодолеть узость, однобокость мышления специалистов. Поэтому гуманитаризация образования - важнейшее направление его гуманизации, а, следовательно, и гуманизации нашего общества.

Первое направление гуманизации образования состоит в определении, а самое главное, практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями. Второе направление гуманизации образования - преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни. Третье направление гуманизации этой сферы заключается в обеспечении условий и режимов образовательной деятельности, необходимых для полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

Важное значение для гуманизации образования имеет демократизация внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата. Высокая степень удовлетворенности своим трудом, условиями профессиональной деятельности - не только средство повышения эффективности труда, но и цель, так как забота всех о душевном благополучии каждого - неотъемлемая сторона гуманизма. Поэтому всемерное развитие демократии, позволяющее с наибольшей полнотой самореализоваться каждой личности, и коллективизма, обеспечивающее взаимопомощь ученых, наряду с духом соревновательности при стремлении к общим целям, - пятое направление гуманизации образования.

Поскольку все перечисленные направления гуманизации образования связаны с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах образовательной деятельности, гуманитарные дисциплины призваны теоретически осмысливать и проектировать этот процесс, вплоть до разработки конкретных социальных технологий, которые могут на инженерном уровне тиражироваться и широко распространяться в научно-исследовательской практике.