Социальные инициативы и проблемы толерантности: на пути к Гражданскому обществу

Выступающие на секции определили три основных блока проблем:

1. Религиозная толерантность
2. Толерантность в отношениях "Учитель-ученик"
3. Детские общественные организации, как пространство формирования толерантности.

Безрогов Виталий Григорьевич кандидат.ист.наук, доцент, Зам. кафедрой педагогики, истории образования и пед. антропологии РАО Москва выступил со следующими тезисами:

Выделяет периоды формирования ассоциаций:

1. Сказочный период - Бог ассоциируется с великаном.
2. Реалистический период (7-12 лет) - Бог ассоциируется с отцом.
3. Идеалистический период (12 лет и старше) - Бог

Мальцева Эсфирь Абрамовна кандидат .пед. наук, профессор УдГУ

Детские общественные объединения (ДОО) - пространство формирования толерантности.

Начала свое выступление с того, что она считает ДОО изначально построенными на идеях толерантности, иначе оно теряет свои сущностные характеристики.

Толерантность в ДОО - это не индифферентность, не конформизм. Толерантность в ДОО - это помощь как внутри организации, так и вокруг, в социальном окружении.

В педагогике ранее эта проблема рассматривалась И.П. Ивановым "Педагогика общей заботы". Эсфирь Абрамовна выделяет ряд условий, позволяющих реализовать толерантную позицию взрослых в ДОО.

Идея толерантности должна идти через содержание деятельности.

Трофимова Галина Сергеевна доктор пед. наук, профессор УдГУ занимается проблемой формирования коммуникативной компетентности педагогов.

К вопросу об отборе дидактических средств формирования толерантности.

Дидактический процесс - есть процесс коммуникативный, т.о. педагогу необходима методологическая грамотность. Проблема в том, что у учителя коммуникативный метод сводят к игровому методу и пр. Учителя используют методы интерактивного телевидения, забывая о том, что многие передачи являются антитолерантными (например, "слабое звено").

Докладчик предложила модель когнетивного обучения как коммуникативного процесса: ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ ОРГАНИЗАЦИИ (модель ПОРТ).

Коммуникативная компетентность - это способность, которая поддается развитию в деяиельности.

"Толерантность можно формировать через развитие коммуникативной компетентности", - заключила докладчик.

Черенцова Лариса Анатольевна психолог школы №25, г. Ижевск.

К вопросу о путях формирования толерантности младших школьников.

Изучала стратегии поведения педагогов в конфликтных ситуациях (малое количество педагогов реализуют стратегию "компромисс" и "сотрудничество").

Проблему поведения педагогов в конфликтных ситуациях в школе Лариса Анатольевна разрешила в форме педагогических практикумов.

Э.А. Мальцева дискутировала с докладчиком по вопросу о том, что избранная педагогом стратегия является характерологической особенностью педагога и обучая педагогов новой стратегии, можно "выпустить джина из бутылки".

Фиофанова Ольга Александровна аспирантка УдГУ.

Роль педагога как толерантного собеседника в разрешении подростком противоречий жизненного пути.

В выступлении рассматривалась проблема разрешения подростком противоречий жизненного пути посредством поступка и воли педагога как толерантного собеседника. Педагоги редко понимают такой смысл поступка: в поступке заключено преодоление, подросток выбирает новую линию жизни, при этом опосредствующая жизнь психика разворачивается в силу имманентно присущих ей закономерностей. Поступок переходит из потенциальной фазы в процессуальную. "Монологичными приемами нарушается разворачивание последствия поступка в процессуальной фазе, можно сказать, что взросление подростков искусственно тормозится."

Для понимания поступка необходимо пространство терпимости, а не поле битвы авторитетов. Взаимодействие педагога с воспитанниками в позиции понимающего, принимающего, признающего взрослого, - является условием взросления подростка.

В работе секции выступающие отметили наиболее актуальные проблемы толерантности и идентичности. В ходе выступлений возникали бурные дискуссии, которые могут способствовать разрешению важных проблем в педагогике обучения и воспитания.