Л.В.Алексеева

Тюменский государственный университет, г.Тюмень

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ


Проблема толерантности стала актуальной научной проблемой в связи с обострением в настоящее время различных противоречий: общественных, межличностных. Упования на толерантность - терпимость, снисходительность, предполагают обретение гражданского согласия, замену у человека эгоцентризма децентрацией, конфликтности - миролюбием, которые на самом деле не являются ее закономерным следствием. Кроме указанных феноменов, явление терпимости-сдержанности предполагает накопление внутреннего напряжения, что, в свою очередь, чревато возникновением депрессии, раздражительности в связи с кумуляцией отрицательных эмоций, либо возникновением по типу "последней капли" эмоционального взрыва с неконтролируемым поведением.

Необходимо, чтобы проявление толерантности было не причиной, а следствием в организации психического самоуправления субъекта жизнедеятельности. Это возможно, благодаря формированию нормальной жизненной позиции личности. Жизненная позиция - одно из важных и устойчивых отношений личности, оценочно связывающее ее с действительностью и проявляющееся в ее жизнедеятельности и поведении.

В психологической литературе встречаются характеристики нормальной и аномальной личности, в том числе и такая характеристика жизненной позиции нормальной личности: она должна соответствовать объективным жизненным условиям, т.е. быть "позицией разумного компромисса, признающей необходимость одновременной реализации в жизни человека ее противоположных требований в качестве именно жизненной необходимости" (Капустин, 2000). Такое определение нормальной жизненной позиции опирается на достаточно расплывчатые и выражено субъективные критерии, такие как разумность/неразумность, наличие/ отсутствие жизненной необходимости, оправданность/недопустимость компромиссов.

Если исходить из объективной противоречивости существования мира, человека и его жизнедеятельности, можно обнаружить не субъективные, а объективные характеристики жизненной позиции человека, адекватной объективным противоречиям жизни. Описание жизненных противоречий могут занять множество страниц. Нет такого жизненного явления, которое характеризуется однозначно как позитивное, к таковым не относятся ни любовь, ни вера, ни творчество, ни демократия. Противоречивость жизни человека заключается в том, что она определенно не задана, являя собой, по Гегелю, одновременно и цель, и средство. Как человек, так и мир, в котором он живет - не совершенны. Таким образом, адекватным отношением к этим явлениям будет признание противоречивости существования человека, наличия факта амбивалентности: одновременно как позитивного, так и негативного в оценке всех жизненных явлений.

Понимание амбивалентности и несовершенства мира и человека дает возможность, во-первых, проявиться не компромиссу, а диалектичности в его понимании и оценке. Во-вторых, такое понимание мира формирует стратегию взаимодействия с ним по типу совершенствования, достраивания, творения. Поскольку человек сам часть этого мира, он и к себе проявляет такое же отношение, достраивая, т.е. развивая себя. Такое понимание дает возможность формироваться отношению к себе в виде принятия себя при наличии достоинств и недостатков. Таким образом, нормальная жизненная позиция - это разумное принятие несовершенности мира и человека, противоречивости жизни и устремление самостоятельно разрешать противоречия.

Если амбивалентность в понимании и отношении к миру расщепляется, и знак +/- (как одновременное проявление положительного и отрицательного) распадается на "плюс" и "минус", такое понимание мира и людей, приводит к другим типам отношений и взаимодействия, которые будут существовать и как самоотношения. Если проявляется односторонность и выделяется отрицательный знак, формируется отрицательное отношение, непринятие этого мира и взаимодействие с ним проявляется по двум видам стратегий: либо разрушение этого мира, либо изоляция от него. Это жизненные позиции "разрушителя" и "отчужденного". Как самоотношения они проявляются в саморазрушении, либо в изоляции от себя самого.

Итак, можно выделить 2 типа жизненной позиции: нормальную - позицию созидателя, и аномальную, имеющую, в свою очередь 3 разновидности - разрушителя, отчужденного, симбиотичного.

Жизненную позицию "созидателя" характеризует диалектичность в понимании мира, принятие (толерантность, доверие) мира, жизни, людей, себя, самостоятельность или автономность, опосредствованность, созидательное творчество, развитие (как самостроительство).

Жизненную позицию "разрушителя" характеризует односторонность в понимании мира, непринятие (в виде нетерпимости, недоверия) мира, жизни, людей, себя, иррациональность в виде защитных механизмов, страдательность и зависимость ("виктимность"), разрушительное творчество, задержка в развитии, саморазрушение (а не самостроительство).

Жизненную позицию "отчужденного" характеризует односторонность в понимании мира, непринятие (в виде нетерпимости, недоверия) мира, жизни, людей, себя, самоизоляция, иррациональность в виде защитных механизмов, страдательность и зависимость ("виктимность"), задержка в развитии, беспомощность (а не самостроительство и созидательное творчество).

Еще один вариант жизненной позиции возникает, если вместо амбивалентности в понимании и отношении к миру выделяется положительный знак, то формируется отношение, свойственное благополучным, защищенным от невзгод, малоопытным и инфантильным людям в виде ожидания от людей и от жизни только положительного, это - жизненная позиция "симбиотичного". Однако после столкновения с реальной действительностью и разрушения этой позиции, альтернативы ей человека находит из тех, что описаны выше.

Жизненную позицию "симбиотичного" характеризует односторонность в понимании мира, людей, незнание мира, жизни, себя, слияние с другими, вплоть до потери границ Я, иррациональность в виде наделения любых отношений ценностью, зависимость и страдательность ("виктимность"), неустойчивость без внешней опоры, задержка в развитии, беспомощность (а не самостроительство и созидательное творчество).

Очевидно, что при формировании и психологической коррекции жизненной позиции личности важную роль должны играть рациональные факторы. Итак, толерантность проявится как следствие нормальной жизненной позиции, но будет невозможна, вследствие жизненной позиции "разрушителя" или затруднена, вследствие позиции "отчужденного", а, проявляясь при жизненной позиции "симбиотичного", она может подвергать опасности ее носителя.