В.Г.Безрогов

Университет российской академии образования, г.Москва

РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ


1. Возможность осуществления в России права молодого поколения, права детей и подростков на свободу совести всегда оставалась одним из самых острых и по сути дела нерешенных вопросов, ставших - в свою очередь - источником новых проблем и противоречий. Среди гипотетически предполагаемых причин такого положения можно назвать и (1) наличие в 1917-1985 гг. политического режима, претендовавшего на замещение конфессиональной религиозности особым видом светской веры в партию и ее особую идеологическую роль, и (2) политику изоляции различных церквей и вытравливания религиозной веры из граждан, и (3) создание атеистического социального пространства и атеистического быта населения как единственно возможных, поскольку единственно разрешенных, и (4) сохранение традиционно-патриархального репрессивного стиля воспитания в семье и обществе при атеизации воспитателей. Можно вспомнить при этом и о (5) наличии светской школы, воинственно настроенной к верующему ученику, и о (6) поддержке консервативных настроений в православной церкви, мешающих ей адекватно откликаться на современные духовные потребности новых поколений, о (7) целенаправленной ликвидации религиозной литературы, недостаток которой стал восполняться лишь в постперестроечное время и т.д. Вышеуказанные причины приводили и приводят до сих пор к конфликтам между представителями разных возрастных когорт. По всей видимости, здесь можно искать корни и таких явлений как увлечение молодежи различными суррогатами мистического опыта (в том числе - наркотиками), отталкивание от всего традиционного; корни продолжения репрессивного отношения старших поколений по отношению к младшим (уже не столь яркого на селе, но более изощренного в городе); корни распада межпоколенных связей и межпоколенной трансмиссии традиционной культуры, опирающегося на нарушения внутрисемейной коммуникации; корни вспышек напряженности и корни многих конфликтов в семьях и в обществе в целом.

2. Необходимо учесть сложившуюся и все более усугубляющуюся ситуацию конфессиональных противоречий в системе образования и предложить программу подготовки будущих учителей к оптимизации взаимоотношений между поколениями по вопросам свободы совести, веры и неверия. Эта программа должна опираться на учебные курсы по обучению профессионалов как межпоколенному конфессиональному диалогу, так и их работе по сглаживанию и разрешению религиозных конфликтов в любых сферах жизни общества. Такие курсы необходимы всем гуманитариям и специалистам по социальным отношениям (педагогам, психологам, политологам, социологам, социальным работникам, и т.д.). Результаты их внедрения в вузы смогут быть серьезно ощутимы в разных сферах жизнедеятельности общества, помогут сделать новый шаг в направлении оптимизации социальных отношений, снижения их напряженности, улучшения качества молодого "контингента" в обществе, равно как общего социально-психологического климата и всех видов межконфессиональных диалогов.

3. Программа обучения "вероисповедальным" взаимодействиям поколений невозможна без дополняющей ее программы изучения преподавателями соответствующих кафедр особенностей религиозности, религиозного сознания и психологии разных поколений. На базе Архива воспоминаний о детстве Кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета Российской Академии Образования предприняты первые шаги в данном направлении. На первой стадии проекта предполагается изучить уже собранные материалы с точки зрения репрезентации в них процесса религиозной социализации. На основе этого будут разработаны тематические занятия для студентов УРАО, как лекционного, так и семинарского и тренингового типов. Мне представляется, что необходимо разработать методику анкетирования студентов и членов их семей по теме "Религиозное воспитание, детская религиозность и проблемы конфликтов между поколениями". Обработанные данные этих опросов, помещенные в базу данных, позволят вплотную подойти к анализу результатов опросов по целому набору критериев и выработке определенных рекомендаций, которые следует учесть при создании окончательного варианта учебно-методического комплекса по преподаванию психолого-педагогических основ оптимизации межконфессиональных диалогов между поколениями. Количественные данные опроса можно сопоставить с материалами глубинных лейтмотивных интервью. Материалы воспоминаний о религиозной социализации в детстве станут таким образом репрезентативны, их станет можно анализировать не только с психологической, педагогической, но и с исторической и социологической точек зрения. Они станут важным подспорьем для всякого специалиста, кто вплотную сталкивается с проблемой "ребенок и религия в системе межпоколенных отношений", волнующей сейчас очень многих в нашем обществе, пренебрежение которой приводит к всплескам интолератности