О.А.Фиофанова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗРЕШЕНИИ ПОДРОСТКОМ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ


Характеристика развития личности подразумевает обращение к отношению "человек - мир" и раскрытие содержания инструментальной функции психики. В этом свете развитие предстаёт как процесс разрешения человеком противоречий жизненного пути посредством поступка.

Особую остроту приобретает проблема отношения "человек - мир" в подростковом возрасте. У подростков актуализируется стремление стать субъектом жизни, выйти за наличествующие ограничения, подчинить жизнь своему представлению о ней. Поступок есть реализация этого стремления. Поступок - это всегда обращение к людям, борьба за своё понимание морали. В поступке заключено преодоление: жизнь как бы приостанавливает своё течение, подросток ищет новый мотив, выбирает новую линию жизни. При этом опосредствующая жизнь психика разворачивается в силу имманентно присущих ей закономерностей и, таким образом, развивается. Поступок переходит из потенциальной фазы в процессуальную.

Педагоги редко принимают во внимание этот смысл поступка, чаще видя в поступке подростка "проступок", который требует "проработки сознания" "нарушителя" "порядка и спокойствия".

Семиклассники подписали листы с контрольными работами китайскими псевдонимами: Ли Се (Липин Сергей), Фо Ян (Фоминых Яна), Сё Ми (Сёмин Митя) и др., потому что учительница часто обращалась к ним "вы как бездумные китайские болванчики". При обнаружении листов с "китайскими подписями" ответная реакция педагогов не заставила себя ждать. При разговоре с ребятами чётко обозначились две педагогические тактики. 1-я ("демонстрация знания моральных норм и взывание к ним"), при реализации которой педагог "обрабатывал сознание подростков фразами: "Так не положено подписывать контрольные работы. Существует определённая школьная этика. Вы должны соблюдать установленные правила". 2-я ("давление на самооценку") реализовывалась другим педагогом через фразы: "Я вкладываю в них столько сил, а они неблагодарные… Вот откажусь от вас, бессовестные…".

Но такими "монологичными приёмами" нарушается разворачивание последействия поступка в процессуальной фазе; можно сказать, что при этом взросление подростков искусственно тормозится.

Может ли педагог, взрослый, взять на себя функции не вещателя, не наставника, а толерантного собеседника?

Нормой в собеседовании также является преодоление: "Собеседование эмпирически данное и постоянно нас сопровождающее, ещё не есть собеседование в подлинном смысле слова и подлинным пониманием каждым другого! Эмпирическое собеседование может быть сопряжено с солипсизмом. Настоящее собеседование есть дело трудного достигания, когда самоутверждение перестаёт стоять заслонкою между людьми". (Ухтомский А.А., 1997) Такой заслонкой между подростком и педагогом становится своё самоутверждение, своё успокоительное мироистолкование, своя персона.

Для понимания поступка необходимо пространство терпимости, а не поле битвы авторитетов. Такое понимание близко к тому, что Г.Г.Шпет называл симпатическим, М.М.Бахтин - сочувственным пониманием, А.А.Ухтомский - доминантой на лицо другого.

Взаимодействие педагога с воспитанниками в позиции понимающего, принимающего и признающего их взрослого является условием взросления подростка.

Для изучения этого феномена мы использовали методику событийно-поведенческого интервью. Подростков просили вспомнить и отметить совершённые ими поступки, сообщить о событиях, при которых совершался поступок, описать свои мысли и чувства в процессе деятельности, рассказать, что делали в это время другие люди и как они относились к тому, что делал интервьюируемый.

Совместно с педагогом-участником событий совершения поступка записи интервью анализировались нами в соответствии с концепцией этой методики.

Подростки отмечали осознание конфликтности собственных ценностных ориентаций и попытки её разрешения, но затруднялись в анализе результатов собственных действий и перспектив личностного роста, нравственного развития. Что касается педагогов, то они признавали сложившиеся ценностные конфликты подростков, но предпочитали, чтобы учащиеся были полностью от них (педагогов) зависимы и не желали усиления их независимости (поэтому педагоги и отстаивали свой авторитет при обсуждении поступка).

Методика событийно-поведенческого интервью изящна, и при условии, что её участники готовы серьёзно отнестись к проблеме личностного роста, имеет высокий развивающий потенциал, стимулируя и педагогов и подростков к размышлениям о человеческих ресурсах, их развитии и использовании. Немногие педагоги приходили при анализе к мысли о недостатке компетентности, необходимой для понимания подростковых поступков и их последействия в процессе взросления.

Но любой шаг, направленный на развитие таковой компетентности, вызывает значительное изменение роли педагога. Это изменение предполагает переход от концепции воспитания как вербальной передачи информации к концепции воспитания как содействия развитию. Предполагается смена позиции педагога: он перестаёт быть центром внимания и источником мудрости, а руководит процессами взросления и личностного роста, оставаясь на заднем плане. Это означает, что для эффективной воспитательной деятельности важна, прежде всего, толерантно управленческая, а не властно дидактическая компетентность.

Сможет ли педагог быть толерантным собеседником и содействовать взрослению подростков?