В.А.Горянина, М.Р.Минигалиева

Московский государственный социальный университет, г.Москва

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ВОПЛОЩЕНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУХОВНЫХ СМЫСЛОВ


Социальная работа (психосоциальная деятельность и социальная педагогика) имеет дело с "трудным" человеком (ребенком, взрослым или - с группой людей), который обращается за помощью. Она предстает как процесс непрерывного образования - преобразования человека, помогает перейти человеку, группе людей, семье из статического состояния в состояние постоянного преобразования. Суть этого образования - поиски совершенствования личности, поиски человеческого совершенства. Цель социальной педагогики - совершенная личность. А процесс ее преобразования есть непрекращающийся процесс воплощения людьми духовных смыслов вселенной, того богатства человеческих ценностей, который каждый из людей усваивает в течение своей жизни, в общении с собой и с другими людьми. Социальный работник, психолог или педагог помогает перейти от простого "чувствования" этих ценностей к их осознанию и осознанному воплощению. Это процесс носит выраженный психотерапевтический характер: помогая личности осознать глубинные основания собственной жизни, бытия, мы помогаем ей убрать из своей жизни все ненужное - мешающее этому бытию как процессу воплощения духовных ценностей, стать более целостным субъектом духовной активности.

Социальные конфликты или внутриличностные конфликты и проблемы, которые часто приходиться решать человеку - это конфликты, связанные с выбором: реализовывать ценности социума, группы (частные) или реализовывать общечеловеческие ценности. Наша задача как специалистов - перевести смутные "ощущения", "интуитивный голос плоти" в понимание, в понятия. Движущая сила процесса помощи - преодоление препятствий. Необходимость понимания лежит в основе этого преодоления. Препятствия возникают в сфере человеческого общения, в процессе столкновения точек зрения. Оно обнаруживается через негативные переживания как несогласие с точкой зрения другого. И преодолевается попытками принять позицию другого, сменить или смягчить свою - через поиски нового смысла. Здесь возникает два основных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?".

Решение вопроса "Кто виноват?" связано с осознанием того, что принятие - это открытие в себе другого человека - процесс реинтеграции самого себя на основе обновления смыслов социального педагога и клиента. Построение нового смысла с помощью другого человека связан с переходом в иное состояние - совместный процесс обновления. Отличаться означает обновляться. Любовь есть рождение нового - через смерть старого, его отрицание (в процессе столкновения со своим и чужим негативным опытом и простить себя и другого). Решение вопроса "Что делать?" требует понимания того, что любое преобразование связано с обновлением пары клиент-специалист. Обновляется не один из них, но "Мы". "Мы" - сила обновления, происходящего через умирание как страдание. Здесь особенно важными становятся три принципа: 1) поиск высшего смысла, 2) ответственность как соответствие (образу идеала), 3) доверие (вера до того, как происходить осуществление ожидаемого) и уверенность в еще непроявленном, невоплощенном.

Профессиональная деятельность выступает как один из основных видов деятельности развитой личности, ориентируя человека на преимущественное осмысление различных компонентов его жизнедеятельности (себя, других людей, ситуаций взаимодействия). Эффективность профессиональной деятельности, в свою очередь, во многом зависит от совпадения предметно-деятельностного и ценностно-смыслового аспектов. В основе ценностно-смыслового аспекта профессиональной деятельности лежат личностные смыслы индивида, которые определяются субъективной системой ценностей. Предметно-деятельностный аспект определяется системой ценностей, заложенных в структуру самих профессиональных знаний, систему целей и задач профессиональной деятельности. В деятельности психолога, социального педагога, социального работника, важнейшим узлом пересечения двух выделенных аспектов выступает понимание специалистом клиента. Оно является основной задачей его профессиональной деятельности и сферой наиболее явного проявления ценностного потенциала специалиста как личности.

Непрофессиональное, повседневное взаимодействие людей, выступает как источник всех иных, профессиональных ценностей и ракурсов осмысления человеком себя и мира. Вместе с тем, в процессе становления профессиональной деятельности, выработанные профессионалами процессуальные стереотипы - стратегии - и содержательные стереотипы - схемы - проникают в повседневное взаимодействие, изменяя его: изменяя понимание человеком себя и мира, и, тем самым, способ бытия человека в мире. Изменяется способ воплощения человеческих ценностей, изменяются и сами эти ценности, связанное с ними самопонимание личности - происходит ее развитие. Именно поэтому в психосоциальной и социально-педагогической работе самопонимание клиента выступает как условие его успешности и показатель личностного развития. Ценности выступают как "мост между смыслом и личностью" (Леонтьев Д.А., 1999, др.).

Понимание, т.о., выступает как основное условие и фактор изменений, личностного и межличностного развития клиента в процессе помогающего взаимодействия. В рамках помогающего контакта понимающий и любящий другой - специалист, консультант, социальный работник, с его открытостью в отношении клиента - противостоят в разной мере выраженной "безжизненности" (deadness) и закрытости клиента по отношению к себе и миру (Огден Т., 2001, Солер К., 1995, др.). Решение этой проблемы не может быть полным, поскольку социальная работа - процесс открытый, основанный на понимании того, что каждый "индивид является изолированным, постоянно неизвестным, в действительности не найденным". Поэтому важно постоянно спрашивать себя, позволяет ли клиенту используемая специалистом стратегия понимания, модель общения, сообщить, что он с ним не общается (Роджерс К., 1994, Огден Т., 2001, др.). И клиент, и специалист должны обладать свободой общаться с самими собой, также как свободны общаться друг с другом, сознавая как возможности, так и ограничения такого общения и понимания себя и другого. В практике психосоциальной и социально-педагогической работы достижение взаимопонимания выступает как важный критерий профессионализма социального работника, педагога или психолога.

Исследование психосоциальной и социально-педагогической работы как процесса взаимопонимания позволяет осмыслить его как феномен, в котором отнесенность бытия человека к бытию другого человека, мира, используется в развивающих целях. Такой подход позволяет приблизиться к решению поставленной в трудах гуманистических психологов и многих других ученых, занимавшихся анализом помогающего взаимодействия, проблемы отношений специалиста и клиента. Рассмотреть их как духовные отношения, связанные с осмыслением уникальных способов во-площения духовных ценностей и смыслов человеческого бытия в жизни каждого из субъектов общения и в самом помогающем, психотерапевтическом общении (Роджерс К., 1994, 1997, др.). Понимание - процесс и результат осмысления своих и чужих переживаний, представлений, поступков в ситуациях общения с собой и с другими людьми. Осмысление, в отличие от "познания", взятого в его традиционном, узком смысле слова, выступает не столько как индивидуальная процедура и индивидуальный результат познания себя и другого, сколько как способ бытия человека в мире (Гадамер Г.-X., 1988, Знаков В.В., 2001,.др.). Этот способ предполагает, что понимание выступает как сугубо человеческий способ познания и бытия. Поэтому развитие понимания - развитие человечности ( развитие человека, взятого как отдельный индивид и как представитель той или иной историко-культурной общности).

Человечность выступает как способность строить неотчужденные ("субъективностью" или "объективностью") взаимоотношения с миром (другими людьми), в которых люди (каждый раз заново), вступая в общение друг с другом, стремятся понять друг друга как людей, соотнести актуальные ценности и цели друг друга в конкретной ситуации общения с общечеловеческими ценностями. Человечность предполагает, что поведение, высказывания, переживания и представления общающихся пронизаны переживанием (пониманием) друг друга как людей. Это и означает, что человек предстает как во-площение всех ценностей бытия, которые он может в той или иной степени реализовать в конкретной ситуации общения и в той или иной мере тем или иным способом реализует в свой жизни в целом. Понимание служит осознанию себя и других людей как носителей этих общечеловеческих ценностей, того способа и той полноты, с которой каждый человек реализует эти ценности в реальном общении. Того, каким образом и насколько общечеловеческие ценности представлены в поведении, переживаниях и представлениях отдельного человека, как они реализуются и изменяются в процессе общения (в каждой конкретной ситуации общения или группе ситуаций). Итак, понимание выступает как способ человеческого бытия (бытия человеком - в мире и в общении с другими людьми) и человеческого осмысления реальности (Бахтин М.М., 1979; Горянина В.А., 2001, др.). Как специфически человеческий способ жизни, понимание выступает как важный критерий человечности поступков и отношений личности.

В экзистенциально-гуманистической психологии отмечается, что человек и его бытие целостны, не могут быть редуцированы к отдельным частям. Человеческое бытие протекает в уникальном контексте со-бытия с другими людьми. Человеческое бытие осознано и должно осознаваться. Оно и есть сознание (понимание). Человеческое сознание (понимание) всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей и наоборот - осознание других людей в контексте собственных смыслов. Бытие человека имеет смысл, создаваемый в процессе со-творчества с другими людьми, понимание человеком себя и мира интенционально, носит ценностный характер (Haigh G., 1995, Greening T., 1999). Понимание в связи с этим, занимает уникальное место как феномен, представляющий собой способ "практической реализации" и критерий человечности. Понимание дает возможность понять свое бытие и бытие другого не только "извне", но и "изнутри", со стороны а) внутреннего, индивидуального смысла существования конкретного человека, б) конкретной ситуации общения (взаимодействия) людей. Понимание, т.о., является интегративным по своему характеру феноменом, объединяющим в своей структуре процессы самопонимания, понимания другого и понимания ситуации общения с ним. Понимание позволяет человеку оставаться человеком: не только "субъектом жизни" (Рубинштейн С.Л., 1983), но и субъектом "неотчужденной активности" (Фромм Э., 1995)