Э.А.Мальцева, Н.М.Костина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Поляризация общественных сил в стране, происшедшая в последние годы актуализировала проблему толерантности.

Особое место занимает эта проблема в детском движении.

Если рассматривать толерантность, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия, то объективно это совпадает с целями и принципами, на которых строят свою работу детские общественные организации.

Критерии толерантности общества и государства наиболее жестко и всесторонне могут проявляться именно в общественном движении детей и взрослых, как изначально демократическом. Вот эти критерии - равноправие, взаимоуважение членов группы, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам; охват событиями общественного характера как можно большего количества людей; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

Созидательная сущность детской организации несет в себе гуманистические ценности - милосердие, взаимопомощь, решение экологических проблем и т.д. Но созидание всегда несет в себе элемент преодоления. Мы встречаемся с противоречием, не позволяющим рассматривать толерантность лишь как терпимость.

Созидая, мы вступаем в борьбу с человеческим равнодушием. Так организация "Долг" хоронит бойцов, погибших еще в 40-е годы. С отсутствием экологической культуры - ребята каждое лето чистят речку Карлутку. Это и борьба "за" - за то, чтобы кому-то стало легче в жизни - работа с детьми-инвалидами и т.д.

Толерантность в детском движении не индифферентность, конформизм, не ущемление собственных интересов. История детского движения - это история "помощи" как внутри организации, так и вокруг - в социальном окружении.

Мы сегодня используем богатейший опыт пионерского движения, поэтому важно увидеть и противоречия, которые вели к искажению идеи.

Общественная ситуация складывалась таким образом, что культивировалось доносительство и предательство (феномен Павлика Морозова).

Опыт пионерской организации - это не только опыт патриотического и интернационального воспитания, опыт добрых дел, но, к сожалению, и опыт игнорирования личности, ее интересов, опыт нетерпимости к тем детям, которые были не похожи на других, выпадали из общих стандартов, опыт административного, командного отношения взрослых к деятельности отряда, дружины. Это не способствовало созданию нравственных отношений.

В своем исследовании мы встретились с парадоксальным, на первый взгляд, фактом: "правофланговые" отряды показали более низкий уровень нравственности, чем обычные рядовые, а девочки (в основе активные участники деятельности отрядов) более низкий уровень нравственной воспитанности, чем мальчики.

Вывод не лицеприятен - пионерская организация не всегда формировала провозглашаемые ею ценности.

В тоже время формирование нравственности всегда было в центре внимания детских коллективов.

И когда мы определяем цель ДОО как освоение и развитие социальных отношений, мы предполагаем отношения к обществу, к другим людям и к себе. В детских организациях существуют нравственные нормы, выраженные в Законах организации, обычаях.

Исследования показали, что эти Законы сформулированные взрослыми и предлагаемые детям, хоть и несут в себе объективные ценные нравственные идеи, но остаются далеки от ребят. Опыт выработки самими ребятами Заповеди своей жизни, обсуждения их выполнения - это опыт нравственного роста отряда и каждого члена организации.

Этот опыт должен сегодня рассматриваться с позиции толерантности. Он может быть эффективен, если не будет допускаться бескомпромиссное осуждение товарищей, если разговор будет строиться на основе веры в человека. Отсутствие толерантности отношений в системе "Взрослый-ребенок" переносится детьми в систему собственных отношений.

Думается, что разговоры рефлексивного характера, в основе которых лежат эмпатия и толерантность нужны детской организации, нужны самим детям. так как учат анализировать, сопоставлять нравственные ценности с собственным нравственным опытом. И это не назойливое нравоучение взрослых, а попытка самим разобраться в жизни.

"Долгожительство" детского объединения во многом зависит от позиции в нем лидера, его толерантности, коммуникабельности. Своеобразно строились отношения в пионерской организации. Чаще всего, этим взрослым был учитель. Не являясь членом детской организации, он фактически руководил ее деятельностью, ставя детей в положение исполнителя. Такая практика обедняла широкий социальный смысл детской организации.

Что мешает, на наш взгляд, выстраиванию новых отношений взрослых и детей в детском движении? Прежде всего, это все та же проблема толерантности. Взрослый зачастую не слышит ребенка. Он не значим для него. Отношения, зачастую, не строятся как "отношения общей товарищеской заботы" (И.П. Иванов). Многие взрослые не готовы к сотрудничеству с детьми в новых условиях. Здесь наметились две тенденции:

Очевидна необходимость просветительской работы, как для той, так и для другой группы.

Мы попытались сформулировать условия, позволяющие реализовать толерантную позицию взрослых в ДОО.

  1. Необходимо определить место детской организации, как в глобальной системе воспитания, так и в системе общественных структур с учетом специфики детства и его прав, конституируемых Конвенцией о правах ребенка. Исходя из последнего, детская организация не может быть частью воспитательной системы школы. Она является общественной организацией, реализующей систему "внеформального воспитания" (материалы ЮНЕСКО).
  2. Школа, если на ее базе функционирует детская организация, не только проявляет терпимость ко всем социально одобряемым инициативам детей, но и помогает в их реализации.
  3. Расширение пространства деятельности ДОО приближает ее к месту жительства детей. В клубах, домах творчества дети вступают в разнообразные отношения с большим кругом значимых для них взрослых, с которыми дети не связаны школьными обязанностями. Это помогает ребенку освоиться в социуме, найти свое место.
  4. Содержание и организация деятельности не должны навязываться ребенку, а определяться целями, близкими ему, предоставлять ему возможность выбора, стимулировать его личную активность, давать возможность самореализоваться.