И.В.Павлова

Удмуртский Государственный Университет, г.Ижевск

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ОБЪЕДИНЕНИИ


В психологии существует множество исследований, касающихся соотношения социальной и личностной идентичности. Под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других. В социальной идентичности выделяются два аспекта рассмотрения: с точки зрения ингруппового подобия и с точки зрения аутгрупповой дифференциации: будучи похожи между собой, мы отличаемся от "них", тех, кто принадлежит к "чужой" группе.

Некоторые авторы противопоставляют личностную и социальную идентичность: в каждый данный момент времени только одна из них может быть актуализирована. По мнению Х.Таджфела, например, человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную идентичность), если это кратчайший путь к достижению позитивной самооценки. Если же он может достичь её на уровне межличностного общения (актуализируя личностную идентичность), ему незачем актуализировать социальную идентичность.

В исследовании, проведённом нами под руководством Н.И.Леонова, сравнивались две группы: в одну вошли юноши и девушки, в социальную ситуацию развития которых в течение всего подросткового возраста был вписан значимый для них институт социализации - детское театральное объединение, в другую группу вошли подростки, которые не имели длительного опыта деятельности и общения преимущественно в одной очень значимой для них группе. В каждую группу вошло по 62 человека.

Изучая социально-психологические особенности юношей и девушек театрального объединения, мы - в числе других результатов - получили любопытный, на наш взгляд, результат, касающийся соотношения личностной и социальной идентичности.

Актуальное дружелюбие (показатель, полученный нами при помощи методики диагностики межличностных отношений Т.Лири) и в той, и в другой группе оказалось связанным (результат корреляционного анализа) с самопривязанностью (один из показателей методики исследования самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева), но в группе театралов это прямая связь, а в контрольной группе - обратная.

Если в группе театралов самопривязанность возрастает с увеличением дружелюбия, то в контрольной группе самопривязанность возрастает с уменьшением дружелюбия. Этот факт позволяет нам предположить, что в группе театралов это качество личности оценивается положительно, а в контрольной группе, скорее всего, отрицательно.

Было выявлено также (при помощи U-критерия Манна-Уитни), что группы отличаются и уровнем актуального дружелюбия: согласно нашим данным, воспитанники объединения значимо более дружелюбны ( U=1258, Р=0,001).

Казалось бы, эти результаты говорят о том, что включеность в социальную ситуацию развития подростков значимого для них социального института в форме общественного объединения только благоприятно влияет на развитие личности: ребята становятся более дружелюбными. Однако у этой медали есть и оборотная сторона.

Дело в том, что самопривязанность - это аспект самоотношения, который характеризуется некоторой ригидностью "Я" концепции, нежеланием меняться даже в лучшую сторону (на фоне общего положительного, даже с оттенком некоторого самодовольства, отношения к себе).

Дружелюбие, доверчивое отношение к людям и стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой (а именно этими качествами в сфере межличностных отношений, по нашим данным, значимо отличается экспериментальная группа от контрольной) оказались в группе воспитанников объединения положительно связанным с ригидностью "Я" - концепции, с консервативной самодостаточностью.

Возможно, когда человек привыкает только к одному какому-то стилю межличностного общения, ему трудно прибегнуть к другому - даже если это необходимо для адекватного реагирования в какой-то жизненной ситуации.

Может быть, факт деятельности и общения преимущественно только в кругу единомышленников, тех, кто тебя понимает, принимает и кому ты доверяешь (а именно таким комфортным пространством стало для юных театралов их объединение), не является достаточным условием для формирования гибкости "Я"-концепции и, следовательно, для развития умения адекватно реагировать в различных ситуациях?

Не похоже ли это на выращивание растения в оранжерее? Такому растению трудно будет жить в открытом грунте. Вспомним историю коммунарского движения.

Возможно, преимущественное формирование социальной идентичности (в ущерб личностной) - а именно это, вероятно, и происходит, если социальная ситуация развития подростка длительное время связана только с одним значимым для него институтом социализации - приводит к некоторой ригидности "Я"-концепции.

Однако эту гипотезу нужно проверять уже в другом исследовании.