А.И.Поликарпова, И.В.Черникова

Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТОЛЕРАНТНЫЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ


Рассматривая напряженность, как определенную фазу созревания конфликта, мы считаем, что в современных условиях выявление механизмов ее формирования является чрезвычайно актуальной проблемой. Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем фактом, что характерный для современного российского общества рост социальной напряженности оказывает существенное влияние на изменение установок толерантного сознания населения.

Толерантность, по нашему мнению, является ведущей характеристикой уровня развития культуры индивида и общества в целом, которая складывается в процессе культурно-исторического развития человеческой цивилизации. Под "толерантностью" в современной литературе принято понимать - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической, этнокультурной жизни современного российского общества формирование толерантности, признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях является важнейшим условие стабильного развития общества.

Социальную напряженность мы рассматриваем как сложное социально-психологическое явление, в основе которого лежит неудовлетворенность реализацией различного рода потребностей среди основной массы населения. При этом механизмы формирования напряженности необходимо рассматривать на четырех структурных уровнях: человеческий организм, личность, социальная микросреда, социальная макросреда. Выделяя данные уровни, мы опираемся на теорию социального действия Талкотта Парсонса.

Ведущей составляющей теоретической конструкции Т.Парсонса является выявление напряженности на всех уровнях социального действия: организм, личность, социальная система, культура. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Организм. Конфликт внутренних физиологических потребностей, принимающих форму психологических побуждений и потребностей в социальных отношениях.

Личность. Внутриличностные конфликты, которые разрешаются на основе ценностных ориентаций личности.

Социальная система. В основе социальной системы лежит специфика распределения социальных ролей, с одной стороны, и нормативно-ценностных установок, возникающих в рамках культуры, с другой стороны. Социальная система по Парсонсу характеризуется четырьмя функциональными требованиями: воспроизводство сложившихся форм, интеграции составляющих ее подсистем, достижение цели и адаптации. Напряженность возникает в результате возникновения дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в основе социальной напряженности лежит рост неудовлетворенности среди населения, который формируется на следующих уровнях:

  1. человеческий организм - неудовлетворенность основных физиологических потребностей;
  2. личность - неудовлетворенность потребности в психологической безопасности и комфорте, самоутверждении, самореализации и т. д.;
  3. социальная микросреда (семья, ближайшее окружение, коллектив) - неудовлетворенность потребностей человека как члена коллектива, группы (потребность в уважении, признании, гармоничных взаимоотношениях и т. д.);
  4. социальная макросреда (общество) - неудовлетворенность потребностей человека как представителя общества (потребность в безопасности, материальном благосостоянии, социальной защищенности и т. д.).

Рассматривая механизмы возникновения социальной напряженности, необходимо учитывать ее взаимосвязь с социальной дезадаптацией. При этом можно утверждать, что в соответствии с выделенными нами структурными уровнями, в основе возникновения социальной напряженности лежат следующие виды дезадаптации: 1) физиологическая дезадаптация (1 уровень) определенных слоев населения к изменяющимся социальным условиям и возникающим вследствие этого трудностям; 2) психологическая дезадаптация населения (2 уровень), которая выражается в виде неосознанных массовых психических состояний (тревожность, фрустрированность, апатия, агрессия и т. д.); 3) социально-психологическая дезадаптация (3,4 уровни), отражающая осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям.

В рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)" нами была разработана модель предварительной диагностики в обществе (на примере Ставропольского края). Данная модель включает в себя факторы социальной напряженности, ее показатели и критерии оценки социальной напряженности.

С учетом рассмотренных методологических оснований выделяются четыре группы факторов, влияющих на усиление социальной напряженности и возникновение социальных конфликтов в регионе: экономические, социальные, политические, экологические. На основании этих факторов мы выделяем 4 блока, группирующие соответствующие показатели: экономические, политические, социально-психологические, социально-экологические.

Анализ социально-психологических показателей, которые включают в себя особенности индивидуальных психических состояний населения и характер общественных настроений, позволил выявить специфику установок толерантного сознания респондентов.

Проведенное нами исследование показало, что рост социальной напряженности приводит к деформации толерантных установок населения в современном российском обществе, которые проявляются:

Таким образом, можно утверждать, что в условиях трансформации современного российского общества происходит рост социальной напряженности, который оказывает существенное влияние на толерантные установки населения. Поэтому возрастает необходимость исследования механизмов формирования социальной напряженности в современных условиях. Целью данного исследования является выявление факторов, оказывающих влияние на рост социальной напряженности и деформацию установок толерантного сознания, выработка механизмов предотвращения нежелательного влияния.