С.Л.Троянская

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ


Известно, что музейная педагогика основана на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства и памятники культуры. Постигая глубинные смыслы культуры, мы получаем возможность ориентироваться в культурном и историческом пространстве, осознать свою идентичность. Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия прошлого и современной культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Храня память "об отцах", их деяниях и вещах, возвращая к жизни "останки отжившего", музей образовывает душу. По мнению известного философа Н. Ф. Федорова музей является нравственно-воспитательным "высшим учреждением единства", активно влияющим на цели и смысл человеческой деятельности.

Чувственное восприятие искусства, создание ситуации эмоционального переживания, идентификации с героями и персонажами прошлого - это как раз та сфера, в которой музей уже как бы по определению обладает преимуществами. Встает задача создания таких педагогических условий восприятия искусства, когда оно становится средством самопознания, эмоционально-нравственного развития. Музейный педагог обладает новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения музейного предмета в педагогический процесс. Музейные игры, манипулирование с музейным предметом или интерактивными экспонатами, использование ассоциативных связей, театрализации, арттерапии - все это способствует погружению в эпоху, проживанию исторических ситуаций идентификации с ушедшим, активизации исторической памяти и самопознания. Этому способствует и многосенсорное воздействие: визуальное восприятие, диалог музейного педагога с посетителями, музыкальное сопровождение, тактильные и обонятельные ощущения.

Нами в течение 6 лет создавалась и успешно работала в детском лагере временная музейная экспозиция тематически сочетающаяся с сюжетами театральной педагогики, осуществляемыми детским оздоровительным лагерем "Дзержинец" г. Ижевск. Музей органично вписывался в ткань сюжетно-ролевой игры, становился местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей, идей и музейных вещей.

Несомненно, искусство - это и передача чувств от одного человека к другому, от художника к зрителю. Через время и пространство открываются чувства других людей и эпох. Искусство лишь пробуждает чувственные силы субъекта, а не предопределяет их возникновение. Таким образом, художественная потребность выступает как отношение индивида, которая определяется качеством, объемом и силой чувств, жизненных ценностей индивида, объективируемых искусством. Она обращена к ценностной сфере психики индивида как регулятору его социальной жизнедеятельности. Жизненная задача художественной потребности - естественным для данного индивида образом пробуждать в человеке огромный потенциал жизненных сил, подталкивать духовное развитие личности, ее ценностных ориентаций, идентичности, отношений и чувств.

Задачами музейного педагога, как организатора и помощника этих сложных процессов, проводника в мир культуры являются:

Таким образом, музейный педагог вполне способен "посеять" в сознании детей "зерна" исторической памяти, идентичности, толерантности и музейной культуры, которые могут успешно произрасти в их дальнейшей жизни.