А.Ю.Украинцева

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ В ОБЩЕСТВО


Сегодня проявленный к толерантности интерес определяется современным состоянием развития общества. В толерантных отношениях осуществляется взаимосвязь и взаимообусловленность моральной и правовой нормативности.

Терпимость к лицам с глубокими нарушениями интеллекта в России началась от появления специальных учреждений-богаделен.

В конце 19 века в России возникло движение Открытого Общественного Призрения уникального по своей гуманности. Оно имело сеть учреждений по воспитанию и обучению этих детей.

Долгие годы в нашей стране очень мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания, а также психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с глубоким нарушением интеллекта. Им навешивали ярлык "необучаемые" и помещали в психоневрологические интернаты, либо они находились в семейной изоляции, и родители испытывали огромные трудности в их воспитании, не получая реально почти никакой помощи со стороны специалистов и поддержки от государства.

Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает все большую актуальность. Это связано, прежде всего, с последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют все более тонкой клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей.

Обычно глубокие и тяжелые степени умственной отсталости становятся очевидными в раннем детском возрасте, иногда сразу после рождения.

Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром. Чем более выражена степень нарушения интеллекта, тем большая помощь необходима со стороны семьи и общества. Работа, лечение, образование - все в жизни таких людей происходит в рамках специальных учреждений.

До конца 60-х годов ХХ века в нашей стране воспитание и обучение детей с глубоким нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Дауна осуществлялось в учреждениях социального обеспечения и в специальных классах школ 8 вида. Малая эффективность обучения этих детей в специальных классах школ 8 вида привела к их закрытию и вплоть до 90-х годов ХХ века в обучение и воспитание лиц с глубоким нарушением интеллекта осуществлялось только в домах-интернатах социальной защиты.

Очень важным направлением социальной интеграции является понимание и терпимость, как родителей здоровых детей, самих здоровых детей так и общества в целом, а также общественные признания прав людей с глубокими интеллектуальными недостатками.

Важна, чтобы люди, работающие с такими детьми (взрослыми) стремились быть терпимыми и оказывали всяческую помощь в интеграции в общество, дать им полноценную жизнь.

Таким образом, проблема социальной интеграции лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, в том числе и лиц с синдромом Дауна, имеет длительный путь.

В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, так как стало понемногу изменяться отношение общества к этим людям. Появляются новые возможности для социальной адаптации лиц с синдромом Дауна и лиц с другим онтогенезом.

Большие преобразования в России положили начало коренным изменениям в законодательной базе в отношении лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта. Особенно значимым является изменение отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями (Конвенция ООН о правах ребенка (1989), статья 23; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)). Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы"".

Таким образом, лица с глубоким интеллектуальным нарушением в России все более и более начинают занимать достойное положение.

Данная категория людей в нашей стране уже несколько лет является объектом пристального внимания со стороны государства, общественных фондов и организаций.

Для успешной интеграции в общество этих людей необходимо информированность и повышение сознательности общества в отношении этих людей.

Следует знать, что эти лица обладают правами, что у них есть определенные потребности и возможности.

Для решения этой проблемы необходима помощь государства, общественных организаций и самого общества и родителей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.