И.П.Ветошкин

Республиканский Центр профессиональной реабилитации инвалидов, г.Ижевск.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ


В условиях рыночных отношений повышение конкурентоспособности трудовых навыков у инвалидов и лиц с измененной трудоспособностью (ЛИТ) приобретает все большую социальную и медико-психологическую направленность.

Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведет к интенсификации использования человеческих ресурсов. Это вызывает дополнительные нагрузки в системах адаптации организма и уменьшение и без того небольших адаптационных резервов инвалидов.

Рост численности инвалидов связан также и с ухудшением состояния здоровья населения, который обусловлен социально-экономическими, демографическими и экологическими причинами. Для успешного трудоустройства инвалидов и ЛИТ необходимо обеспечить информационную преемственность между критериями профессиональной диагностики и качественными характеристиками возможной трудовой деятельности, не ограничиваясь рамками какой-либо профессии, и позволяющей по сформировавшемуся трудовому профилю, определить возможность нахождения нужной профессиональной ниши для оптимального трудоустройства или обучения ЛИТ.

Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе являются отношения к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, ЛИТ не всегда могут реализовать их потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, администрация предприятия опасается принять его на работу.

Результаты многочисленных исследований (Айшервуд, 1991; Камсюк, 1990; Полунин, 1991) свидетельствуют о негативном, а иногда и враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие.

Среди причин, затрудняющих трудоустройство, следует отметить влияние самого слова "инвалид", означающего "непригодный".

То определение, которое фигурирует в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ", что это - "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности" также мало способствует формированию правильного отношения к людям с измененной трудоспособностью.

По данным исследований, проведенных учеными Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считает, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям "второго сорта". При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества.

В настоящее время слово инвалид принято заменять термином "человек с ограниченными умственными или физическими возможностями".

В России по разным статистическим подсчетам имеется 7-8 млн. инвалидов, хотя, по мнению ряда специалистов, эти цифры занижены. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество, в целом, предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

На условия взаимодействия человека и общества существенное значение оказывают темперамент и характер. Темперамент, являясь важнейшим качеством личности, в значительной мере определяет эмоциональные отношения человека к трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Уравновешенные, подвижного типа инвалиды склонны недостаточно серьезно относиться к заболеванию, особенно на ранних этапах его течения, они часто недооценивают тяжесть состояния своего здоровья и в результате легко свыкаются с новой психологической ролью больного, инвалида. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; психический темп, ритм и интенсивность деятельности.

Положительным качеством инвалидов с сангвиническим темпераментом является их подвижность, энергичность, умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, однако при решении задач связанных с трудоустройством, где требуется настойчивость и упорство, они не могут самостоятельно достичь поставленной цели.

Инвалиды с холерическим темпераментом (сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения) крайне тяжело переживают болезнь или инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного жизненного стереотипа, легко переходят от отчаяния к неоправданному оптимизму. Неуравновешенность их нервных процессов иногда служит причиной конфликтов, однако план намеченных мероприятий по трудоустройству они выполняют достаточно упорно и настойчиво. Адаптировавшись к ситуации болезни и инвалидности, они не теряются при ухудшении состояния, а с большой энергией стремятся его преодолеть, оставаясь настойчивыми, целеустремленными в достижении поставленной цели. В проведении мероприятий по социально-трудовой реабилитации упорны, хотя нуждаются в своевременной эмоциональной поддержке.

Инвалиды с флегматичным темпераментом (сильный, уравновешенный, инертный тип) обычно спокойно встречают известие о развившемся заболевании или установлении группы инвалидности, эмоционально как бы не прочувствовав создавшуюся ситуацию. Они молчаливы, своими трудностями, проблемами, переживаниями не делятся. В тяжелой жизненной ситуации стремятся максимально сохранить прежний жизненный стереотип, упорно и настойчиво лечатся, достигая благодаря этому максимальных результатов. Однако их профессиональная реабилитация в ряде случаев может быть затруднена, так как они не склонны к переобучению, смене работы, изменению образа жизни и деятельности, крайне тяжело переживая утрату прежних возможностей и жизненной перспективы.

Наиболее трудны для восстановления трудоспособности больные с меланхолическим темпераментом (слабый, неуравновешенный, инертный тип). Оставаясь внешне относительно спокойными, они крайне тяжело переживают даже незначительные трудности, невнимательность и нечуткость со стороны специалистов СЗ, склонны к паническому конфликтному реагированию. Часто имеют крайне низкую самооценку, что затрудняет выработку положительной мотивации к трудоустройству и обучению.

Однако качество темперамента при анализе психологических свойств личности не следует переоценивать, так как в болезни и инвалидности личность выступает как единая система, включающая не только тип нервной деятельности, но и характер, интеллект, установки, ценности и идеалы.

Инвалиды - не однородная категория. Их медико-психологические и физические особенности существенно зависят от тяжести дефекта и времени его появления.

Инвалиды 1 группы с детства - психологически наименее благоприятный контингент. Самооценка их низка, отношение к людям противоречиво. С одной стороны, им присуща эмоциональная незрелость, с другой - их тяготит положение опекаемых.

Инвалиды 2 группы с детства - отличаются сравнительной психической стабильностью. У них выше, чем у других инвалидов, самооценка; они ощущают себя наиболее личностно сильными, отличаются наименее выраженной депрессивностью. Эти инвалиды лучше улавливают нюансы взаимоотношений с окружающими, наиболее пластичны в общении. Характерной для них является установка на своеобразное сотрудничество с инвалидами по другим заболеваниям, деление на "своих" и "чужих", причем "чужие" заведомо оцениваются ниже, чем инвалиды со "своим" заболеванием. Такая установка затрудняет общение.

Инвалиды 3 группы, казалось бы, в силу незначительности выраженности дефекта должны наилучшим образом приспособиться к жизни в обществе. Однако дело обстоит прямо противоположным способом: у этих инвалидов выявляется значительная психологическая дезадаптация, их самооценка противоречива. Внешне, на осознанном уровне она завышена, однако это лишь компенсация глубоко лежащего, неосознанного чувства неполноценности, ущербности, отличия от других. Их общее отношение к окружающим более негативно, чем у инвалидов I и II групп с детства. При этом их межличностное восприятие наименее дифференцировано, они менее пластичны в межличностных контактах. Такое психологическое неблагополучие инвалидов III группы с детства объясняется их неопределенным, "промежуточным" положением между больными и здоровыми людьми.

Особую категорию представляют собой ЛИТ с инвалидностью приобретенной во взрослом возрасте. Эти люди пережили кризис, деформацию привычных отношений с окружающим миром. У них, как и у инвалидов III группы с детства, общее отношение к окружающим негативнее, чем у других категорий инвалидов. Особенно сложны и противоречивы их отношения к близким людям: последние подсознательно оцениваются ниже, чем на осознанном уровне.

В отношении этих инвалидов к себе настораживает пассивность, неверие в возможность что-либо изменить (Н.Б. Шабалина и др.).

Существенную роль формировании позитивных психологических установок инвалидов играет, прежде всего, восстановление положительного отношения к себе в состоянии "здесь и сейчас" и высокого чувства ответственности за порученное дело, семью, детей. Только сбалансированность этих качеств приведет к положительному результату в преодолении той социально-психологической ситуации, в которой развивалось заболевание, приведшее к инвалидности.