Ю.Л.Астраханцева

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ


Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Основная задача менеджера в управлении конфликтами заключается в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности;

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально- психологические особенности. В организации такими условиями могут быть и стиль управления, и уровень социальной напряженности, социально-психологический климат и др. С целью прогнозирования конфликтов менеджеру необходимо анализировать как общие, так и частные причины конфликтов.

В определенных ситуациях менеджер должен не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов.

В настоящее время все больше руководителей понимают необходимость создания конфликтной ситуации, стимулировании конфликта. Средства стимулирования конфликта могут быть самыми разными, но при стимулировании руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это является необходимым условием в управлении конфликтом, нарушение его, как правило, приводит к деструктивным последствиям.

Создавая поле конфликтного взаимодействия, руководитель должен уметь ослабить конфликт, обеспечивая его развитие в сторону разрешения. Регулирование конфликта как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать технологии регулирования конфликтов ( информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные ).

Факторы, способствующие эффективности управления конфликтом в современных условиях - это и организационная культура, и стиль руководства, отлаженная организация труда и психологический климат.

В задачи современного менеджера входит выявление ситуаций, в которых проявляется то или иное поведение, установление психологических контактов с сотрудниками, умение достичь оптимального соответствия между людьми и их должностями, умение производить организационные эксперименты.

Существует версия, что руководитель, который может управлять организационным конфликтом, не всегда может управлять межличностными отношениями. Действительно, для разрешения внутриорганизационных конфликтов руководитель в совершенстве должен знать цели и задачи своей организации, быть профессионалом, а для разрешения межличностных и внутригрупповых конфликтов руководитель должен быть не только эффективным организатором, но и тонким психологом, обладать определенным уровнем конфликтологической компетентности.