А.В.Безносова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, отражается на особенностях поведения и общения подрастающего поколения. Дети усваивают ценности взрослых. Но на данный момент в обществе отсутствуют значимые нормы, ценности, идеалы, принципы, которые принимались бы взрослым населением и вызывали доверие молодых людей. Возникший вакуум заполняется национализмом, экстремизмом, религиозной или прагматической идеологией.

В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались подростки. По данным исследований у современных подростков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, агрессивность, конфликтность поведения. По данным нашего исследования, у подростков обоих полов типичным способом выхода из конфликтов является соперничество, причем данная стратегия преобладает во всех областях взаимодействия: в конфликтах с родителями, учителями и сверстниками. Следовательно, в подавляющем большинстве ситуаций подростки стремятся добиться своих целей в ущерб другим.

Таким образом, не вызывает сомнения необходимость формирования социально-психологической компетентности поведения в конфликте в подростковом возрасте.

Компетентность (в переводе с латинского - совместно достигаю, добиваюсь) определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Такое понимание данного понятия игнорирует уровни умений и навыков. Под социально-психологической компетентностью мы будем понимать не только обладание знаниями, позволяющими судить о социально-психологических явлениях, но и способность человека реагировать в заданных ситуациях определенным образом.

Исследователи рассматривают конфликт как столкновение, противодействие, противоречие, вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. С социально-психологической точки зрения, это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний (Н.В. Гришина, В.И.Некрасов, Н.И.Леонов и др.).

Для формирования социально-психологической компетентности поведения в конфликте необходим определенный уровень развития сознания как отношения к миру со знанием его закономерностей и самосознания как осознанного отношения человека к своим потребностям, способностям, мотивам, переживаниям и действиям.

Именно в подростковом возрасте центральным фактором психологического развития, важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, определяющееся направленностью на познание самого себя, интересом к внутреннему миру окружающих людей и к своему собственному (Божович Л.И., 1968). Зона ближайшего развития подростков предполагает сотрудничество с взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает чувство взрослости.

При этом специфическая активность подростка заключается в повышенной восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. (И.А.Зимняя.).

Таким образом, подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования социально-психологической компетентности поведения в конфликте. Дети уже способны воспринимать язык управления конфликтом и готовы использовать его для разрешения споров. Занятия по конфликтологии должны оказать положительное влияние на развитие личности подростков.

В настоящее время необходимо многоплановое психологическое изучение формирования социально-психологической компетентности поведения в конфликте в подростковом возрасте.