В.М.Бызова, Л.К.Гаврилина

Сыктывкарский государственный университет, г.Сыктывкар

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ


Личностно ориентированное обучение и воспитание в современной школе с необходимостью привело к возрастанию роли коммуникативной компетентности в общей профессиональной.

Профессиональные коммуникативные установки (на взаимную толерантность, общение горизонтальное, диалогическое, межличностное, пронизанное стремлением к сотрудничеству) должны формироваться на протяжении всех студенческих лет.

В исследовании приняли участие 100 студентов 1-3 курсов университета. Основная методика - рисунок на тему "Общение" с инструкцией: "Изобразите, как вы представляете себе свое общение с администрацией школы, где будете работать, коллегами, учениками, родителями учеников". Содержание рисунков комментировалось и уточнялось, проводилась беседа с целью выяснения мотивов профессионального выбора, отношения к содержанию и организации учебного процесса.

Результаты.

Общение с администрацией: все ориентированы на общение в диаде (наедине с директором, завучем), 90% ожидают указаний, критики со стороны администрации,10% - похвалы.

Общение с коллегами: 95% - ориентация на общение в группе,5% - в диаде. Содержание - поверхностный информационный обмен (мирное сосуществование) или следование правилам этикета (дистанцирование).

Общение с учениками: с группой учащихся - 90%, в диаде, соответственно, -5%. Содержательная ориентация: на интеллектуализацию отношений т собственное интеллектуальное лидерство - 54 %, ожидание конфронтации и необходимости дисциплинировать учащихся - 46%.

Общение с родителями учащихся: с группой родителей, на родительском собрании в качестве транслятора информации - 97%, диалог наедине с сообщением критических замечаний в адрес ученика - соответственно 3%.

В ходе беседы выявлено: поступили в университет по настоянию родителей - 57%,не связывают будущую профессиональную деятельность со школой - 76%, в начале первого учебного года испытывали желание оставить учебу - 34%.

Выводы:

1. Большинство студентов обнаруживают установку на ролевое, дистанцированное общение в сфере будущей профессиональной деятельности, неготовность к сотрудничеству с коллегами, администрацией, учениками и их родителями. Как форма защиты от ожидаемого интолерантного поведения партнеров по общению и одновременно как форма маскировки собственной интолерантности выглядит уход в роль: подчиненного, начинающего, неопытного - при общении с администрацией, носителя педагогических функций - с группами учеников или их родителями, просто культурного, вежливого человека - с коллегами.

2. Формированию установки на сотрудничество, на взаимную толерантность в сфере профессионального общения препятствует затянувшийся кризис профессионального выбора и определенные недостатки в преподавании предметов психолого-педагогического цикла, обусловленные как объективными (нехватка времени), так и субъективными (приверженность академическому стилю преподавания) факторами.