Д.А.Боровиков

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ИДЕНТИЧНОСТЬ И СТЕПЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТНИКА


Проблема эффективности работника в организации тесно связана с вопросом о степени идентичности образа собственной деятельности индивида с предлагаемыми условиями и обстоятельствами труда. В первую очередь, это процесс идентификации с группой, вхождение в организационную культуру предприятия. Проблема эффективности проявляется также и в том, насколько полно человек идентифицирует себя с возможностями достижения собственных целей в рамках своей профессии и её особенностями. От этого зависит производительность его труда, мотивация, привлекательность собственной деятельности.

Профессиональную деятельность человека можно разделить на три составляющие, от которых зависит его эффективность: профессиональные установки, условия деятельности, мотивация.

К первым относятся умения и навыки, приобретённые в ходе профессионального обучения и становления работника, широта и глубина знаний в рамках своей и смежных профессий, установки, касающиеся совершенствования и развития своих профессиональных умений. Оценка профессиональных установок даёт возможность прогнозировать возможную производительность труда данного работника.

Ко вторым можно отнести компенсационный пакет, социально-психологический климат в организации, сложившуюся организационную культуру, наличие рабочего места, определение должностных обязанностей и прав, степень вовлеченности в управление организацией, широта решаемых задач и пр. Условия деятельности определяют степень включения человека в дела организации, стремление работника выполнить любую порученную ему работу максимально качественно.

Соответственно, профессиональные установки можно рассматривать как результат идентификации индивида со своей профессией. Особенно ярко данный процесс может проявляться в возникновении трудовых династий, в феномене "призвания" и др.

Степень идентичности условий деятельности с особенностями Я-концепции индивида также является важным фактором эффективности его деятельности. Приходя на новое место работы, человек интересуется зарплатой, строгостью непосредственного начальника, имиджем предлагаемого места работы и пр., сопоставляя эти данные с собственными желаниями. При этом данные, составляющие условия труда, представляют собой иерархическую структуру, на вершине которой, как правило, находится заработная плата (Синк Д.С., 1989).

Ещё одним важным фактором эффективности работника является степень его идентичности с группой, в которой он работает, а также со всей организацией в целом. Анализ аттестационных анкет ряда организаций показывает, что работники, оцениваемые экспертами как эффективные (по системе: сумма продаж + мнение экспертной комиссии), в своей деятельности ставят на первое место социально-психологический климат, доброжелательную атмосферу в организации, сплоченность группы, постоянную работу над устранением недостатков в работе отделов, совершенствование системы продаж, увеличение оборотных средств организации, создание делового имиджа организации. Работники, оцениваемые как неэффективные, выделяют прежде всего бесплатные обеды, кофе за счет предприятия, еженедельные посещения бассейна, отмену ряда положений отчетности, демонстрируют нежелание повышать свою квалификацию и принимать на себя дополнительную ответственность за улучшение работы отдела.

Таким образом, работники, чьи цели совпадают с целями предприятия, оказываются более эффективными и, предположительно, степень их идентичности с организацией выше, чем у неэффективных.

В целом мы можем говорить об организационной идентификации индивида как процессе усвоения норм, правил поведения в организации, её целей. Предпосылкой данного процесса является идентификация человека с особенностями своей профессии. Усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей данной профессии, приводит к формированию социального идеала своей профессиональной деятельности. Трансформация данной идеальной модели в конкретную деятельность осуществляется при соответствии условий труда, профессиональных установок и мотивации данного субъекта.