Под социальной ситуацией развития понимается система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими (Выготский Л.С, 1982).
На формирование социальной ситуации развития влияют внешние факторы (окружение, материальная и духовная культура) и внутренние факторы (особенности психики ребенка).
К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии ребенка. Ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. Уже к концу младшего школьного возраста общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития детей. Появляется уже достаточно ясно осознаваемое принятие детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется социальный статус ученика.
Переход в среднюю школу является источником стресса, который затрагивает целый ряд сторон Я-концепции ребенка. Процессу самопознания подростка и познание им других людей присуща единая последовательность: вначале фиксируются лишь внешние физические качества, затем осознаются и отображаются качества, связанные с выполнением той или иной деятельности, и в последнюю очередь, личностные, внутренние качества. Так, для младших подростков характерно отображение своих качеств, проявляющихся ситуативно и связанных с учебой, с взаимоотношениями одноклассников (А.И.Липкина, А.В.Захарова). Следующий подростковый этап - учащиеся 5-х классов - характеризуются некоторой критичностью в оценке собственных качеств личности. Чаще отмечаются внешние физические данные. Эти оценки часто отражают оценки, получаемые от других людей (Т.В.Драгунова, А.П.Краковский).
Смена внутренней позиции младшего подростка связана и с изменением роли учителя. Если в начальной школе учитель - фигура, во многом напоминающая родителей, то в средней школе учителям такая позиция не свойственна. Здесь от подростка ожидают более ответственного поведения.
Итак, к младшему подростковому возрасту складывается иная социальная ситуация, которая выражается в повышении умственных, эмоциональных и физических нагрузок, в смене ведущей деятельности, в предъявлении новых требований к личности и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню. Изменение социальной ситуации при переходе из начальной школы в среднюю ведет к изменению внутренней позиции ребенка, структуры самосознания. Для того, чтобы справиться с возникшими трудностями и проблемами, для того, чтобы разрешить свои внутриличностные конфликты, подросток встает перед необходимостью изменения взаимоотношения к себе и к окружающим.
Наше научное исследование связано с изучением личности школьника в переходный период от младшего школьного возраста к подростковому (10-11 лет), который также совпадает с переходом детей из начальной школы в среднюю. Этот возрастной кризис отражает процесс перехода детей к новому типу отношений со взрослыми и сверстниками, в результате чего возникают острые противоречия между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающей средой и возросшими психическими и физическими возможностями, которые порождают новые притязания.
Цель нашего научного исследования - изучение влияния конфликта самооценки на развитие индивидуальности младших подростков в ситуации перехода из начальной школы в среднюю.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что изменение социальной ситуации при переходе школьника из начальной школы в среднюю ведет к изменению характера отношений к себе и к окружающим, где важным фактором выступает самооценка.
Исследование имеет лонгитюдный характер:
1 этап - исследование детей 3-го класса (10 лет);
2 этап - исследование этих же детей в 5-м классе (11 лет).
Всего в исследовании приняло участие 82 школьника.
Под конфликтом самооценки мы понимаем расхождение собственной оценки и оценки сверстника, которая становится значимой именно в младшем подростковом возрасте. Индивидуальность же подростка мы рассматриваем с позиции интегральной индивидуальности (подход В.С.Мерлина).
В нашем исследовании были использованы следующие методы:
Кроме этого нами была разработана методика по изучению конфликта самооценки.
В результате анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам:
Итак, социальная ситуация ставит младшего подростка перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим, т.е. социальная ситуация выступает в качестве определяющего фактора гармонизации отношений личности и социума.