Е.А.Данилова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИУМА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Под социальной ситуацией развития понимается система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими (Выготский Л.С, 1982).

На формирование социальной ситуации развития влияют внешние факторы (окружение, материальная и духовная культура) и внутренние факторы (особенности психики ребенка).

К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии ребенка. Ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. Уже к концу младшего школьного возраста общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития детей. Появляется уже достаточно ясно осознаваемое принятие детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется социальный статус ученика.

Переход в среднюю школу является источником стресса, который затрагивает целый ряд сторон Я-концепции ребенка. Процессу самопознания подростка и познание им других людей присуща единая последовательность: вначале фиксируются лишь внешние физические качества, затем осознаются и отображаются качества, связанные с выполнением той или иной деятельности, и в последнюю очередь, личностные, внутренние качества. Так, для младших подростков характерно отображение своих качеств, проявляющихся ситуативно и связанных с учебой, с взаимоотношениями одноклассников (А.И.Липкина, А.В.Захарова). Следующий подростковый этап - учащиеся 5-х классов - характеризуются некоторой критичностью в оценке собственных качеств личности. Чаще отмечаются внешние физические данные. Эти оценки часто отражают оценки, получаемые от других людей (Т.В.Драгунова, А.П.Краковский).

Смена внутренней позиции младшего подростка связана и с изменением роли учителя. Если в начальной школе учитель - фигура, во многом напоминающая родителей, то в средней школе учителям такая позиция не свойственна. Здесь от подростка ожидают более ответственного поведения.

Итак, к младшему подростковому возрасту складывается иная социальная ситуация, которая выражается в повышении умственных, эмоциональных и физических нагрузок, в смене ведущей деятельности, в предъявлении новых требований к личности и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню. Изменение социальной ситуации при переходе из начальной школы в среднюю ведет к изменению внутренней позиции ребенка, структуры самосознания. Для того, чтобы справиться с возникшими трудностями и проблемами, для того, чтобы разрешить свои внутриличностные конфликты, подросток встает перед необходимостью изменения взаимоотношения к себе и к окружающим.

Наше научное исследование связано с изучением личности школьника в переходный период от младшего школьного возраста к подростковому (10-11 лет), который также совпадает с переходом детей из начальной школы в среднюю. Этот возрастной кризис отражает процесс перехода детей к новому типу отношений со взрослыми и сверстниками, в результате чего возникают острые противоречия между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающей средой и возросшими психическими и физическими возможностями, которые порождают новые притязания.

Цель нашего научного исследования - изучение влияния конфликта самооценки на развитие индивидуальности младших подростков в ситуации перехода из начальной школы в среднюю.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что изменение социальной ситуации при переходе школьника из начальной школы в среднюю ведет к изменению характера отношений к себе и к окружающим, где важным фактором выступает самооценка.

Исследование имеет лонгитюдный характер:

1 этап - исследование детей 3-го класса (10 лет);
2 этап - исследование этих же детей в 5-м классе (11 лет).

Всего в исследовании приняло участие 82 школьника.

Под конфликтом самооценки мы понимаем расхождение собственной оценки и оценки сверстника, которая становится значимой именно в младшем подростковом возрасте. Индивидуальность же подростка мы рассматриваем с позиции интегральной индивидуальности (подход В.С.Мерлина).

В нашем исследовании были использованы следующие методы:

Кроме этого нами была разработана методика по изучению конфликта самооценки.

В результате анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам:

  1. Конфликт самооценки у детей 10-ти лет в основном обусловлен психодинамическими особенностями (предметной и социальной активностью, темпом деятельности) и тесно связан с личностными характеристиками (общительностью, уверенностью в себе, раздражительностью, ответственностью).
  2. В результате изменившейся социальной ситуации происходит расширение ролевого репертуара младших подростков, что ведет к снижению напряженности (фрустрации) и повышению социальной пластичности, что в свою очередь снижает внутриличностный конфликт.
  3. Другой выход из внутриличностного конфликта имеет деструктивный характер, который осуществляется через агрессивное поведение, т.е. через внешне обвинительные реакции окружающих. Внуриличностный конфликт снижается за счёт поиска объекта разрядки агрессии.
  4. Выход из внутриличностного конфликта у подростков (11 лет) осуществляется через повышение контроля над своим поведением, через понимание социальных нормативов

Итак, социальная ситуация ставит младшего подростка перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим, т.е. социальная ситуация выступает в качестве определяющего фактора гармонизации отношений личности и социума.