А.А.Дукман

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНСТРУКТИВНОМ ОБЩЕНИИ


По результатам литературного обзора были выделены две основные тенденции изучения конструктивного общения: инструментальная и ценностная. Различаются они по средствам и результатам конструктивного общения.

Исследователям первого направления конструктивность представляется как инструментальность общения, то есть конструктивность общения зависит от того, насколько у коммуникаторов богат арсенал коммуникативных воздействий и техник, как хорошо и правильно они могут создавать среду общения. Таким образом, исследователи этой группы рассматривают конструктивное общение в ракурсе технологий. Конструктивность общения для них представляется набором внешних условий, которые можно создавать, изменять, воздействовать на них, варьировать ими (Воронин, 2000; Куницына и др. 2001; Ерастов Н.П., 1979; Квасков В.Д., 1996; Соковикова, 1988; Копылов С.А., 1995).

Результатом конструктивного общения как эффективной технологии является эффективность, продуктивность общения, то есть "внешний" продукт общения (то, что можно увидеть, услышать, зафиксировать). "С внешней стороны результаты общения выражаются непосредственно в высказываниях или действиях партнеров по общению (принято решение, получен ответ на вопрос, спланирована совместная деятельность, выполнены соответствующие действия). Внешние результаты не трудно зафиксировать и поставить их соответствие целям общения (они кажутся удовлетворительными или неудовлетворительными)" (Ерастов Н.П., 1979).

Второе направление рассматривает проблему конструктивного общения в ракурсе ценностей личности. Конструктивность рассматривается ими как характеристика, прежде всего самого человека, а только потом общения. Конструктивность видится как внутренний "призыв", внутренний настрой самой личности, который транслируется и реализуется в общении, конструктивно "окрашивая" сам процесс общения. Авторы этой группы выстраивают внутреннюю структуру коммуникации, общения, исходя из того представления личности и природы человека, которую они описывают (Гайденко, 1978; Малютченко, 1996; Новикова Р.К., 1977; Власова Т.В, Губин, Некрасова, 2000; Кидрон А.А. 1981; Сухарева И.М., 1997; Кабрин В.И., 1992; Бубер М., 1993; Бахтин М., 1979; Анисимова В.Е., 1996; Емельянов Ю.Н., 1986; Каган М.С. и Эткинд А.М., 1988).

Исходя из представления конструктивного общения как характеристики самого человека, можно рассматривать результаты конструктивного общения как рождение личности. Так, А.У.Хараш говорит о том, что личность представляет собой непосредственный продукт коммуникативного воздействия… коммуникативное воздействие оказывается кульминационным моментом, непосредственно предшествующим образованию и преобразованию личности. Итогом диалогового включения является внесение в сознание партнера содержаний, конституирующих устойчивость смысловой сферы личности (Хараш А.У., 1983).

Нами проведено эмпирическое исследование представлений о конструктивном общении, целью которого было исследовать обыденные представления о конструктивном общении, и структуру этих представлений.

Для нас было интересным выявить, какая составляющая (чувственная, действенная, целостная метафорическая) является конституирующей для конструктивного общения, и что в представлении людей говорит им о конструктивности общения: чувства, эмоции, действия или целостное восприятие ситуации общения.

Нами был составлен семантический дифференциал, объектами выступало общение между различными субъектами (я и мой друг, я и мои родители, я с самим собой, я и мой начальник, я и мой подчиненный, я и мой ребенок, я и мой супруг (а) и т.д.). Дескрипторами выступали характеристики конструктивного общения (чувственные, действенные, целостные метафорические описания). Всего 63 характеристики.

Данные семантического дифференциала были подвержены математической обработке (Statistica). Нами были получены следующие факторы: фактор 1 - эмоциональное и телесное чувствование партнера, фактор 2 - со-существование, со-бытие, взаимодополнение, взаимо-действие, совместное действие, фактор 3 - смиренное повиновение, соглашательство, эмоциональное напряжение, фактор 4 - сотрудничество, ради достижения результата, фактор 5 - забота, прежде всего, об окружающих, созидая для других, созидаешь себя, фактор 6 - конфликтность, фактор 7 - "простота душевная", фактор 8 - сотрудничество, Фактор 10 - самосозидание, созидание.

Для нас оказалось интересным то, что в обыденных представлениях конструктивность складывается прежде всего из эмоционального чувствования партнера. Это может говорить о том, что конструктивность отношений и общения человек, прежде всего, чувствует и переживает.

Важным для нас оказалось выявление фактора "Конфликтность", что говорит о том, что конструктивное общение - это общение не исключающее конфликтности. Конфликтность может выступать необходимым источником развития отношений и возможность проявить сотрудничество. При этом, "Сотрудничество" также является необходимым условием, характеристикой конструктивного общения.