Н.Ю.Ерофеева

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТАХ.


Гендер (социальный пол) формируется под воздействием группы факторов социального порядка. Соотношение "мужского" и "женского" в каждом человеке различно и заложено с рождения. Физиологический фактор дополняется стереотипами общества по отношению к мальчикам и девочкам в выполнении их социальных ролей. Гендерные конфликты возникают от непонимания и незнания условий и факторов, влияющих на формирования гендера.

Обучение толерантности - первый, начальный и очень важный уровень в становлении ученика и учителя. Этот уровень предполагает развитие у ученика терпимости культурных различий, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными. На этом уровне вряд ли можно ожидать, что ученик будет радоваться или восхищаться культурными различиями своих одноклассников. Более того, то, к чему он терпим сегодня, завтра им может быть отвергнуто: иногда терпимость, как и терпение, тоже может "лопнуть". Совокупность всех культурных составляющих личности получило название гендерного дисплея.

В своей книге "Творческое разрешение конфликтов" американский специалист в области конфликтологии Б.Крайдлер пишет, что дети зачастую бывают нетерпимыми потому, что не знают, как воспринимать культурные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличия другого человека, как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной. В большинстве своем причины нетерпимости к другим людям у детей в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным, неконфликтным путем; в незнании многих культур, порождающем страх, боязнь, опасение, агрессивность, дискомфорт; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, из средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умений контролировать свои эмоции. Если речь идет о подростках, то следует помнить, что в этом возрасте нетерпимость может быть вызвана стремлением самоутверждения среди сверстников, а это часто связано со стремлением верховодить, командовать, властвовать над другими.

Как готовы педагоги к восприятию гендерных различий. Могут ли они преподавать, одновременно учитывая эти особенности? Методики преподавания для мальчиков и девочек несомненно должны быть различны. Если девочки хорошо принимают информацию и могут передать ее, то деятельность мальчиков больше связана с исследованиями. Если при групповой работе на уроке дать задание, то оно может быть выполнено эффективно, если в нем (в задании) будут присутствовать информация и поисковая деятельность. Сотрудничество двух полов влияет на результативность развития каждого из них, позволяет выработать терпимость в отношении друг к другу. Что нужно знать педагогу для организации групповой работы? Деятельность в команде должна иметь твердо установленные правила. Есть неписаные законы формирования команды, распределения функций, взаимоотношений между товарищами. В детстве у девочек не вырабатывается опыт игры в составе команды, так как они плохо играют в групповые спортивные игры. Им больше нравятся игра не на правила, а на взаимоотношения, поэтому девочки не усваивают групповые правила, чаще всего их не выполняют или стараются изменить. Такое поведение становится основой конфликта в группе. В то время как мальчики играют группами и командами, в результате хорошо усваивают принципы сотрудничества. Как проявляют себя мальчики и девочки в команде?
Девочки Мальчики
Плохие командные партнеры.Лучше приспособлены к взаимодействию и сотрудничеству. Реагируют на эмоциональные отношения. Строят отношения на основе общности чувств, которые они распознают в другом человеке, часто сообщаемые друг другу в форме неясных намеков, нередко не имеющие четкого словесного выражения.Девочки часто бояться принять на себя ответственность, если не получили официального разрешения и одобрения Принадлежность к команде - важное средство индентификации. Играют большую роль символика и атрибутика, неписаные правила. Поскольку мальчики не способны распознать невысказанное, они основывают взаимоотношения на понятных формальных сигналах, например на использовании униформы. Основой общения является совместный опыт, борьба за общие цели. Понимают, что совсем не обязательно любить того, кто работает с тобой в одной команде.Преданность делу команды и товарищам по команде. Приоритет интересов команды над личными интересами.