Р.В.Габдреев

Казанский авиационный институт, г.Казань

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА СОВМЕСТИМОСТИ


Опыт поиска совместимых в жизни, работе людей показывает, что человечество уходит от прежних тенденций в применяемых процедурах отбора, построенного на умозрительных тестах к более конструктивному пониманию человеческого поведения. Теперь ситуация изменяется; это выражается в том, что стремление к обеспечению конструктивной адекватности моделей человеческого поведения возрастает вследствие усиленного внимания к эффективным системам профессионального отбора в одних случаях, семейного партнера в других случаях и соответствующим теоретическим моделям. В этом случае постановка проблемы толерантности является актуальной как решение проблемы первого приближения к искомому результату. Традиционно рассматривая семейную жизнь, профессиональную деятельность, говорят о таких категориях, как совместимость, срабатываемость, в последнее время стали все чаще использовать новый для отечественной психологии термин толерантность (Асмолов А.Г.).

Важным фактором, влияющим на отношения между людьми является общая в недавнем прошлом социальная установка нашего общества на формирование человека с позиции классовости и целесообразности строящегося общества. Любой человек, не вписывавшийся в общую модель, порицался, если его отличие носило принципиальный характер, и при необходимости перевоспитывался. В обществе доминировала единая эталонная модель поведения, типичная для настоящего пионера, комсомольца, коммуниста, при этом необходимо отметить, что содержание этих моделей не отличалось отрицательными характеристиками. Плохим было то, каким образом это хорошее утверждалось, без возможности проявить индивидуальность на основе малого числа вариантов самовыражения. В результате такой практики сформировалось не одно поколение граждан, отрицательно относящихся ко всему тому, что выходило за рамки общепринятого (это, например, находило выражения в замечаниях по поводу одежды, прически и выделяющегося поведения вообще). Плохую службу сослужил тезис Мичурина: не надо ждать милостей от природы, а следует самому брать от нее. В результате иногда очень достойный и умный человек, где-то неудачно высказавшись, подвергался перевоспитанию, а другой, исходно по своей сути приспособленец, таких ошибок не делал и находился среди воспитателей, декларируя то, во что, он не верил и сам не делал. Следует подчеркнуть, что и в поведении людей такое положение в обществе нашло свою узнаваемую реализацию. Так мы очень неестественно в ситуации себя держим, что легко узнаваемы за рубежом. Нам свойственна жесткость выражения лица, поскольку мы всегда готовы к противоборству и ждем нападения на свой внутренний мир извне. Поэтому решая проблему совместимости, актуальную для космических экипажей, мы с глубокомысленным одобрением признавали такую необходимость, для себя же оставляя возможность постоять любыми средствами с любой ситуации.

Совместимость трактуется как наличие свойств, способностей и особенностей характера у двух или нескольких лиц, обеспечивающих им полную согласованность совместной работы, совместной деятельности и, наконец, совместной жизни. Такое понимание совместимости предполагает в своей основе толерантность в исходных установках, прежде всего в крайних случаях может сложиться ситуация условного полного психического соответствия, реально не дающего результата в виду отсутствия толерантности в принципе. Но возможен и другой случай, например, люди не совместимы, а в отношениях между собой явных признаков конфликта не демонстрируют, причиной такого поведения является их исходная толерантность по отношению друг к другу. Толерантность обусловленная исходно в их отношениях воспитанием, в отдельных случаях может потребовать от них огромных усилий на сохранение внутреннего спокойствия, причем при этом внешних признаков не будет наблюдаться. Таким образом, видим, что для совместимости, толерантности недостаточно, необходимо соответствие совокупности достаточно большого количества психических качеств между двумя или более людьми, позволяющих им быть в таком соответствии, а в случае с толерантностью достаточно только самого этого качества, предполагающего определенное внутренне отношение к происходящему вокруг человека и спокойное и адекватное отношение в результате. Совместимость может быть на уровне типологических особенностей, на уровне эмоций, интеллектуальном, личностном, отношений, общения и, наконец, нравственности. Таким образом, совместимость выступает как психологическая категория, идущая от наличия качеств, а толерантность характеризует методологию отношения к обществу, человеку в принципе. Имеет ли аналогию в опыте наших людей технология овладения таким отношением? Да, имеется в опыте наших народов и религий, учивших любить ближнего и не судить его. Думается, что нам следует более тщательно изучить опыт прошлого, который подскажет нам те пути и направления в работе по возрождению духовности нашего общества, т.к. толерантность является категорией, относимой к этому разряду. Особо следует подчеркнуть, что процесс возрождения толерантного-духовного поведения наших людей трудоемкий и не такой быстрый, как кажется с первого взгляда.