Ю.А.Гаюрова

Институт этнологии и антропологии РАН, г.Москва

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ДИАЛОГ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА


Явление толерантности и факторы, лежащие в его основе, - одна из актуальнейших тем современности, привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в общественных науках - этнической, кросс-культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине.

Толерантность в психологии понимается как "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию" (Краткий психологический словарь, 1985).

Понимание явления толерантности, как результата работы человеческой психики, возможно с помощью фундаментального принципа, который описывает этапы взаимодействия субъекта со средой, включающей, в том числе, другие субъекты. Согласно данному принципу, социализирующийся индивид походит в своем социальном развитии следующие фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Подобная закономерность сопутствует вступлению индивида в контакт с любыми явлениями внешнего мира, представляющими новизну и создающими ситуацию узнавания.

Рассматривая этапы вхождения ребенка в общество с системой правил, норм и ценностей, которое представляется базовым примером взаимодействия человеческой психики с социокультурной средой, А.В.Петровский в своей концепции развития личности определяет адаптацию как усвоение необходимых для социального взаимодействия знаний, умений и навыков. Фаза индивидуализации возникает в связи с потребностью в отдаче, самовыражении, эмоциональной разгрузке, и основывается на противоречии, существующем между влиянием извне и собственным мнением, внешним миром и Я. Третья фаза вызвана диссонансом, возникающим в процессе индивидуализации между потребностью в максимальном самовыражении и степенью ее адекватности, т.е. потребностью общества (общности) принять лишь определенные особенности и свойства личности. Интеграция в данном случае понимается как успешное разрешение противоречия потребностей обеих сторон (Петровский А.В., Ярошевский М.Г, 1998.).

А.В.Петровский рассматривает процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Толерантность также не может быть приобретенной раз и навсегда психологической характеристикой личности. В отношении каждого объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безопасности данного объекта для существования воспринимающего, вступающего с ним во взаимодействие, будь то отдельный индивид или социальная группа.

Здесь мы подходим к пониманию толерантности как способности непрерывно вести внутреннюю работу по достижению некоего оптимального состояния психики в отношении воспринимаемых объектов, позволяющего выявлять взаимосвязи, которые в подобном обобщении возводят на уровень надгрупповой, надэтнический, надкультурный, общечеловеческий.

Для того, чтобы понять сущность толерантности как состояния психики в момент восприятия, необходимо иметь представление о том, какие мотивы движут индивидом или группой, являющихся субъектами взаимодействия, которые принимают противопоставление как его основной способ. Как известно, "всякое объединение противопоставляет, всякое противопоставление объединяет" (Б.Ф.Поршнев). Этот факт позволяет нам утверждать, что ищут некоего псхологического "укрытия" среди "своих" те, кто не может себе позволить считать таковыми всех.

Отказ от позиции противопоставления возможен в двух случаях:

1) смирение с обстоятельствами, вызывающими негативные ощущения, главной составляющей которого является терпение, и

2) принятие иного, сочетающееся со стремлением понять и осознать как надчеловеческую уникальную ценность любого воспринимаемого объекта - будь то отдельная личность или группа, культура или субкультура.

Характер отличий рассмотренных нами позиций может быть наглядно показан с точки зрения иерархии взаимосвязей. Основанное на терпении смирение с обстоятельствами, внутренне не принимаемыми субъектом восприятия, в иерархической структуре взаимодействия, представляет собой позицию снизу. Это позиция несопротивления, которое основано на представлении о собственной неспособности к сопротивлению и противодействию и, как следствие, утверждению сосуществования на равных правах.

Линейный характер носят взаимосвязи в позиции противопоставления, когда субъект самим способом собственного мировосприятия делит человеческое пространство на отдельные островки - социальные (в т.ч. этнические) группы. Взаимодействие в этом случае происходит по горизонтали, поскольку принимается за основу факт границы, - делящей субстанции, и факт самонедостаточности, субстанции, обосновывающей это деление.

Толерантность в сопоставлении с рассматриваемыми позициями есть способ видеть в другом себе подобного, в иной культуре - сущность, не форму, а это значит - подобие своей культуры. Позиция толерантности - это позиция приобщения, не взгляд свысока, а взгляд сверху, взгляд внимающего, а не смотрящего, не видя.

Попытка "ввести" понятие толерантности в семантическое пространство Диалога как формы бытия представляется наиболее осуществимой в связи со следующей цитатой М.М.Бахтина, в которой усматривается обоснование толерантности как перцептивной стратегии человеческого сознания: "… Из самого понятия единой истины еще вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания. Вполне можно допустить и помыслить, что единая истина требует множественности сознаний, что она, так сказать, по природе событийна и рождается в точке соприкосновения разных сознаний"

Толерантность - это способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя, что возможно лишь при наличии Другого. Таким образом, если толерантность - это способность к диалогу, то диалог - это условие развития, как интеллектуального (без способности прежде всего воспринимать, вбирая в себя единицы социального опыта, невозможным было бы развитие мышления человека), так и личностного, духовно-культурного.