Н.Г.Храмова

Восточный институт экономики, гуманитарных наук управления и права,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУПРУЖЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Если признать, что поведенческие и эмоциональные нарушения в супружеских отношениях являются отражением проблем, имеющих социально-психологические истоки, то становится возможным объяснение механизмов их появления, а также механизмов преодоления искаженных паттернов взаимодействий мужа и жены.

Известно, что в общем принципе развития семьи именно супружество обеспечивает целостность и устойчивость системы и активно влияет на взаимоотношения других ее подсистем. В основе осуществления этого принципа лежат процессы интегративной толерантности и дифференциации, которые играют разную роль в формировании социальной системы семьи и развитии отношений между ее членами. Дифференцирующие процессы делают семейную общность видимой самой себе в своих свойствах, способствуя эффективному функционированию и самоорганизации. А процессы интегративной и реинтегративной толерантность делают эти свойства устойчивыми во времени и превращают изменения внешних и внутренних условий в факторы развития.

Различают три основных типа психологических механизмов супружеских отношений.

К первому типу относят интегрирующие механизмы супружеской толерантности, благодаря которым становятся возможными чувство духовной сопринадлежности мужа и жены, высокий уровень эмпатии, а также - способность к любви, которая дарует продолжительное и глубокое счастье. Интегрирующие механизмы супружеской толерантности включают:
а) когнитивный, когда муж и жена умеют выдвигать, обсуждать и решать жизненно необходимые проблемы;
б) механизм "общности судьбы", когда у супругов формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения потребностей; собственное благополучие воспринимается как забота о супруге и семьи в целом; развивается супружеское доверие, проявляющееся в том, что противоречия смягчаются или снимаются за счет взаимных уступок; ощущение "общности судьбы" обусловлено тем, что все члены семьи, а особенно супруги играют большую роль в удовлетворении потребностей каждого. Толерантность становится характерным признаком такого супружества.

Второй тип психологических механизмов взаимодействия супругов отражает и объясняет искажения в их отношениях. Дезинтеграционными психологическими механизмами, являются те, которые разрушают внутренние связи супругов и систему семьи в целом. Их присутствие сопровождается явлениями небрежности, беспомощности и безответственности, которые пронизывает деструктивную систему отношений мужчины и женщины в браке. К ним относятся:
а) "центробежный механизм", представляющий собой неспособность супругов совместно решать проблемы. Этот механизм взаимодействия характеризуется тем, что при проблемной ситуации муж и/или жена демонстрируют независимость друг от друга. Никто из супругов не подчиняется другому. Каждый ведет себя так, как считает нужным. Супруги не связывают друг друга, поддерживают только те взаимоотношения, которые не осложняются указанной проблемой. Основа жизненной философии в этом случае - вера в то, что важнее всего личная свобода и поэтому ничто, в том числе и семьи, не должно ее ограничивать. Это прямая дезинтеграция и прямое отсутствие всякой толерантности.
б) "центростремительный механизм". В этом случае происходит подавление личности одного из супругов ради стабильности функционирования системы семьи. Ложная толерантность подавляемого супруга, ригидная фиксация правил взаимоотношений не уравновешиваются необходимыми изменениями и это делает супружество стереотипным и монотонным. "Ретретистская реакция" (сохранение ригидной стабильности) приводит к внутриличностным конфликтам и другим нарушениям психологической сферы супругов.

Дезинтеграционные механизмы взаимодействия мужа и жены являются признаком дисфункциональных процессов и свидетельствуют о наличии в супружестве либо - скрытой/явной борьбы за власть; либо, как вариант, - отношения строятся на доминировании одного супруга над другим.

Третий тип психологических механизмов супружеской толерантности - реинтеграционные - имеют важную особенность: они способствуют восстановлению личностных связей между супругами и членами семьи после ситуационных, частичных разрушений. Использование в супружеской жизни реинтеграционных механизмов выводит отношения на новый качественный уровень. Механизмы реинтеграции, как и интегирации, являются системообразующими, так способны трансформировать новые внешние и внутренние факторы в условия функционирования семьи и супружества на новом содержательном уровне, среди них:
а) "умение попросить прощение и прощать", т.е. извиняться и извинять - проявляется в навыке осмысленного обнаружения и признания в сложных конфликтных ситуациях своей "части вины", выражающейся в ошибочных действиях, суждениях, эмоциональных реакциях. Восстановление интегративных связей отношений основано на двухстороннем механизме выхода из "зоны вины" или эмоционального хаоса. В житейской психологии он закреплен в лексических формах - "извини" > просьба и "извиняю" > действие; "прости", т.е. посмотри просто, непредвзято, ничего не приращивая, и - "прощаю", т.е. не придаю излишне сложного значения, без подозрений в чем-либо худом. Как реинтеграционный механизм умение виниться и извинять, просить прощение и прощать может быть только двухсторонним, ибо нельзя никого простить, если об этом не было просьбы, как и нельзя вывести из зоны вины, если оттуда партнер не собирается выходить. И обратный вектор отношений, если кого-либо, ищущего прощения, не прощают или не извиняют, реинтеграции не происходит.
б) "взаимная уступка", когда супруги способны обойтись без полного удовлетворения желаний. Для включения и использования этого механизма нужна достаточная непритязательность.
в) "бинокулярность восприятия проблемы", т.е. умение оценивать и положительные и отрицательные стороны каждого решения и ситуации; возможность учета стратегических и тактических действий, проявить достаточно изобретательности, воображения и в то же время не утратить связи с реальностью.
г) "групповой механизм принятия решений", когда формируются и распределяются когнитивные роли. Эти роли спонтанно возникают в процессе решения проблемы, когда дискуссия разворачивается между "оптимистом" (тем супругом, который верит в то, что проблема решаема) и "скептиком" (тот супруг, который видит в основном недостатки предлагаемых решений). Важным элементом этого механизма является трансформация роли "скептика" - в стимулятора, когда распределяется между мужем и женой содержание ролей "исполнителя".
д) "эвристический механизм" - процесс активного поиска новых путей решения проблемы или выхода из эксквизитной ситуации. Эвристический механизм является одним из полюсов конструкта "эмоции - разум". Это позволяет супругам смело выдвигать любую гипотезу и детально обсуждать ее достоинства.

Толерантность, как проблема воспитания миролюбия, может быть средством преодоления глобального кризиса "дезуманизации", когда ощущение бессмысленности жизни, депрессии, отчужденность человека от Мира все чаще становятся признаками современности.

Толерантность и миролюбие как психологические образования в личности опираются на чувство радости, сопереживания, понимания, прощения, любви. А. прикоснувшись к Любви, всякий человек обретает и Смысл собственной жизни.