Л.Н.Киршина

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

К ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ, ПОНИМАНИЕ И ПРИЗНАНИЕ


Предложенное А.Асмоловым понимание толерантности как "социальной нормы, определяющей устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе" позволяет осмыслить это понятие в контексте преподавания психологии и конфликтологии взрослым, имеющим разнообразный жизненный опыт, людям.

Известно, что конфликт-проявление противоречия, а противоречие-основа развития. Основной "трагедией" воспитания является противоречие между программными целями и задачами, носителями которых являются воспитатели, учителя, преподаватели и теми целями, задачами, желаниями, которые преследуют ученики в данный, конкретный момент жизни.

Школа-зеркало противоречий общества. Приезжая на курсы повышения квалификации, учитель становится учеником и его актуальные потребности и цели далеко не всегда соответствуют целям предлагаемых учебных программ.

Изучение ожиданий слушателей показывает, что наряду со стремлением получить дополнительные знания, развить профессиональные умения, проконсультироваться, обменяться опытом с коллегами, учителя хотят радикально сменить обстановку, отдохнуть от привычной суеты, решить свои личные бытовые проблемы, оказавшись вне контроля школьной администрации. Простые и понятные человеческие желания лишь отчасти вписываются в учебный процесс. В этот момент возникает желание принять решение исходя из представлений о толерантности как терпимости и позволить всем желающим пропускать занятия и не нести при этом никакой ответственности. Но такая трактовка толерантности представляется суженной и вызывающей ряд недоразумений. Как, например, быть с остальными слушателями, многим из которых свободное посещение мешает сосредоточиться, с государственными средствами, выделяемыми на повышение квалификации. Конструктивность действий с позиций толерантности-терпимости сомнительна. Намного конструктивнее представление о толерантности как об устойчивости к стрессу, конфликту, неопределенности и поведенческим отклонениям. Во всяком случае, это определение вызывает вопрос: "Какие действия для этого необходимы?" или, "Как конструировать толерантность в себе?"

В реальной аудитории, с реальными слушателями, в конфликтной ситуации помогают обрести толерантность следующие шаги:

  1. Констатацияя наличия конфликта и соответствующего объективного противоречия.
  2. Открытое, краткое, сообщение своей позиции, ожиданий и опасений.
  3. Выслушивание соответствующих сообщений участников курсов.
  4. Достижение договоренности относительно правил, соблюдение которых поможет всем участникам занятия, в том числе и преподавателю, достичь образовательных и непротиворечащих им личностных целей.
  5. Достижение договоренности относительно санкций к нарушителям этих правил.

Вопрос о санкциях заслуживает особого внимания. Они должны быть определены как по отношению к слушателям, так и по отношению к преподавателю и неукоснительно соблюдаться, быть адекватны нарушению по величине и способствовать личностному развитию.

Наличие и соблюдение принятых всеми участниками образовательного процесса правил и санкций устанавливает границы допустимых отклонений поведения и повышает уверенность участников, уважение и толерантность друг к другу.