А.А.Кузнецов

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)


Исследования зарубежных и отечественных авторов позволили значительно расширить современные представления о многих вопросах внутриличностного конфликта.

Анализируя проблему источника внутриличностного конфликта, судя по всему, необходимо видеть этот источник в сложном, взаимосвязанном едином процессе взаимодействия личности и среды, т.е. состояние внутриличностного конфликта возникает при определенном сочетании личностных особенностей индивида и факторов среды, стимулов, влияющих на личность (К.Левин - принцип психологического единства личности и среды). На наш взгляд, для исследования проблемы внутриличностного конфликта, можно применить теорию личности, разработанную в рамках деятельностного подхода А.Н.Леонтьевым. Понятие личности в подходе А.Н.Леонтьева неотделимо от понятия деятельности, в которую включена личность. Личность он определяет как продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Важнейшим параметром личности выступает наличие иерархизированной системы мотивов, а сама структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. По А.Н. Леонтьеву, главенствующее место в иерархии мотивов принадлежит смыслообразующим мотивам, которые придают деятельности личностный смысл. Он считает, что многообразные отношения, в которые вступает человек, являются объективно противоречивыми. Поэтому и мотивы, порожденные этими видами деятельности, могут также находиться в противоречии друг с другом, которые, по мнению А.Н. Леонтьева, могут порождать конфликты.

При рассмотрении точек зрения отечественных исследователей, мы замечаем, что многие из них указывают на то, что в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие между различными мотивами, ценностями, установками, актуализированными одновременно, примерно одинаковой силы, но противоположно направленными (А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, Е.С.Калмыкова, Л.И.Анцыферова и др.).

Рассматривая когнитивную сферу, и, прежде всего понимая ее как сферу сознания личности, на наш взгляд, такими наиболее важными критериями внутриличностного конфликта будут выступать особенности образа "я" личности и ее самооценки.

Наиболее активно рассматривалась проблема образа "я" личности, особенностей самооценки, как проявлений внутриличностного конфликта, в рамках гуманистической психологии. По К.Роджерсу, степень удовлетворенности человека в жизни в первую очередь зависит от того, в какой мере его опыт, его "я-актуальное" и "я-идеальное" согласуются между собой. Поэтому, при возникновении конфликта, у личности возникает выраженное противоречие между этими сторонами образа "я" индивида, что и будет выступать одним из критериев появления у человека этого состояния. В силу значимости существующих противоречий личности, невозможности достижения ею важных целей происходит изменение внутреннего образа, оценки индивидом себя. Это изменение характеризуется, с одной стороны, более негативистически настроенной оценкой имеющихся у индивида личностных качеств, которые выступают внутренним препятствием для реализации имеющихся у него целей, а с другой - выраженным желанием иметь в идеале личностные черты, которые, по его мнению, способствовали самореализации и преодолению имеющихся трудностей. Поэтому, при переживании личностью внутреннего конфликта, отражением в сознании этих изменений будет выраженная разница между образами "я актуальное" и "я идеальное", а также противоречивость этого образа в целом.

При внутриличностном конфликте наблюдается снижение самооценки. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависит взаимопонимание человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к неуспехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он перед собой ставит. Расхождение между реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение может быть неадекватным.

Таким образом, в когнитивной сфере наиболее важными критериями внутриличностного конфликта будут: противоречивость образа "я", большая рассогласованность между образами "я-актуальное" и "я-идеальное", снижение самооценки, а также осознание своего состояния как своего рода "психологического тупика", из которого личность на данный момент не видит выхода.

Внутриличностный конфликт находит свое отражение и в эмоциональной сфере личности. Критерием конфликта является преобладание отрицательно направленных эмоций. В исследованиях А.Н. Анохина эмоция выступает как фактор интеграции целенаправленных реакций организма, как процесс, объединяющий и направляющий приспособительные возможности индивида по отношению к внешнему миру, как критерий полезности или вредности данной функциональной деятельности. Своеобразие регулирующей функции эмоций состоит в отражении ими соотношения мотивов и конкретных результатов, причем это отражение происходит в непосредственной форме, в виде переживаний. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом осуществляемых действий и получаемых результатов. Так как ситуация внутриличностного конфликта для индивида значима, она вызывает определенное эмоциональное переживание, а в связи с тем, что в данной ситуации личностью не достигается желаемого результата, знак эмоциональных переживаний, как правило, отрицательный. И.С. Кон так характеризовал взаимосвязь между конфликтной ситуацией и эмоциональным состоянием: "Конфликтная ситуация, которую индивид не может разрешить, вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы, угрожающие его психике и самому существованию".

Таким образом, для личности, находящейся в состоянии внутриличностного конфликта, в эмоциональной сфере характерно преобладание пониженного фона настроения, отрицательные эмоции и повышение тревожности.

Состояние внутриличностного конфликта находит свое проявление и в поведенческой сфере личности, проявляясь, прежде всего, в снижении качества и интенсивности общения, объективных показателей деятельности и субъективного удовлетворения от контактов с людьми. Потребность (мотив) аффилиации Н.А.Мюррей характеризовал как "стремление заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Любить. Присоединяться к группам". Цель мотива аффилиации - взаимная и доверительная связь, где каждый человек принимает партнера, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

Кроме названных критериев, существует в какой-то мере интегрированный критерий конфликтности, выражающийся в нарушении нормального механизма адаптации личности. Личность представляет собой открытую самореализующуюся систему, имеющую сложную многоуровневую структуру, активно взаимодействующую с окружающей средой. Степень активности взаимодействия с окружающей средой часто определяют через такое понятие как адаптация. Г.Селье под адаптацией понимал "Систему действий, направленных на достижение равновесия со средой". Если осуществляется нормальное функционирование психологической системы адаптации, то это позволяет человеку не только поддерживать равновесие внутри себя, между собой и средой, но и осуществлять выбор оптимальных действий по достижению своих целей. Развившиеся в течение жизни особенности личности, находящие свое проявление в особенностях характера, эмоционально-волевых качествах, мотивационно-ценностных ориентациях личности, в ее опыте - все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека на возникновение трудности, образует основу адаптации к неблагоприятным психологическим факторам, позволяет активно и целеустремленно их преобразовывать. При внутриличностном конфликте происходит срыв процесса выбора наиболее оптимального пути по нахождению выхода из создавшегося положения, возможности адекватного и целенаправленного преобразования неблагоприятных факторов, влияющих на личность. Это обусловлено тем, что при внутриличностном конфликте противоречие охватывает основные личностно-значимые, смыслообразующие аспекты индивида, которые играют особую роль в выработке наиболее оптимальной программы достижения важных для личности целей.

Таким образом, рассмотрение теоретических подходов к изучению внутриличностного конфликта позволяет определить то, что в основе конфликта лежат личностно-значимые противоречия между мотивационными образованиями индивида, которые находят свое отражение в различных сферах жизнедеятельности личности. Содержание противоречий определяет тип конфликта.

Сам внутриличностный конфликт можно определить как такое состояние личности, при котором существует ярко выраженное противоречие между личностно-значимыми мотивами, целями, ценностями, обоюдная реализация которых в данный момент невозможна, из-за примерно равной их силы и значимости.

Состояние внутриличностного конфликта возникает при определенном субъективно-значимом сочетании личностных особенностей индивида и факторов среды, влияющих на него.

В качестве критериев внутриличностного конфликта целесообразно вычленить показатели когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер, а также данные о нарушении оптимального уровня адаптации личности, и повышенным уровнем тревожности.