Н.И.Леонов

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К КОНФЛИКТУ - УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ


Современная социальная ситуация сегодня такова, что конфликт стал реальностью нашей жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли такие изменения, что к конфликту относятся не только как к естественному, но даже и как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом.

В данном исследовании мы исходили из того, что деятельность управления ставит руководителей перед необходимостью разрешения ими конфликтных ситуаций между сотрудниками организации. Разработанная автором методика ППР (посредничический потенциал руководителя) позволяет выявлять конфликтологическую компетентность руководителя, что является условием успешного разрешения им конфликтов между сотрудниками.

Полученные в ходе исследования данные были подвержены корреляционному и факторному анализу. Результаты факторного анализа показывают, что руководителям разного уровня успешности разрешения конфликтов между сотрудниками присущи свои стили поведения.

Руководителям высокого уровня присущи партнерский стиль взаимодействия, стиль гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию, это руководитель компетентного типа в своих действиях и умеющий делегировать ответственность окружающим.

Парадоксальным кажется тот факт, что эффективный в принятии решений, руководитель не всегда может быть успешным в разрешении конфликтов между сотрудниками. В данном случае нами выделены такие стили поведения как негибкий тип реагирования на изменяющуюся ситуацию в межличностных отношениях, неуверенный в собственной аргументации, субъективизм в оценке ситуации (ориентированность только на свою точку зрения).

Разнообразием поведенческого репертуара обладают руководители среднего уровня успешности.

На основании полученных данных нами выделены такие стили, как толерантный, уступчивый, синтонный (согласованный), предвосхищающий последствия событий и стиль доверчивого отношения к окружающим.

Необходимо отметить, что среди всего многообразия стилей поведения наибольшую долю объяснимой дисперсии имеет толерантный (29%). Определяя стиль поведения как симптомокомплекс социально - психологических, ситуативных и операциональных особенностей личности, толерантный включает в себя следующие показатели: социально-психологические - толерантность, самообладание, объективность; операциональные - умение слушать, умение продумывать. Такие руководители проявляют большее терпение, выслушивая собеседников, при этом не теряют самообладания. Умение слушать и слышать дает им возможность объективно оценить позиции участников конфликта.

Таким образом, толерантность к конфликту и конфликтующим сторонам с одной стороны, может способствовать минимизации психических затрат руководителя в разрешении конфликтов в организации и, с другой стороны, может рассматриваться как необходимое профессионально - важное качество современного руководителя.