И.Ю.Леонова

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Понятие "социальный интеллект" было введено в психологию Э.Торндайком для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях".

Г.Олпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А.Аминов, М.В.Молоканов, М.И.Бобнева, Ю.Н.Емельянов, А.А.Кидров, А.Л.Южанинова), а также описывают предполагаемую структуру и функции социального интеллекта (СИ). Предметом специального исследования социальный интеллект не стал прежде всего в силу отсутствия методических разработок.

В отечественной литературе понятие социальный интеллект было введено Ю.Н.Емельяновым, который полагал, что только сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида и можно назвать социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов аффектного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и тем самым прогнозировать межличностные события.

Социальный интеллект как особая социальная способность может рассматриваться, по крайней мере, в трех измерениях: в качестве социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

Концепция социального интеллекта разрабатывалась В.Н.Куницыной, начиная с 1991 г. Ею было предложено следующее определение социального интеллекта. Социальный интеллект - глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической особенности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет, в конечном итоге, достигать гармонии с собой и окружающей средой.

Используя данные концептуальные подходы в исследовании СИ, было проведено пилотажное исследование, целью которого было рассмотреть взаимосвязь социального интеллекта с эффективностью взаимодействия старшеклассников со сверстниками и окружающими людьми. Было выявлено, что учащимся с низким социальным интеллектом в ситуации межличностного взаимодействия характерна нетерпимость к критике, чужому мнению. Конфликт они рассматривают как способ достижения поставленных целей (соперничество 8,3). Они способны пойти на компромисс (компромисс 6), но при условии взаимных действий с другой стороны. В ситуации социального в заимодействия способны управлять своей самопрезентацией, экспрессивным поведением и невербальным аффектным поведением, в зависимости от того, насколько значима для них ситуация. Определяющим фактором для данной возрастной категории, как выяснилось в результате исследования, являются их личностные особенности: способность управлять собою и проявлением своих эмоций.

Полученные результаты показывают, что испытуемые с низким социальным интеллектом отличаются неспособностью контролировать свои эмоции и импульсивные влечения (C=4) , но за счет силы "Сверх-Я" могут быть дисциплинированными, собранными, ответственными в выполнении различного рода занятий, так как любят порядок, точны и аккуратны в делах (G=8). У них отмечается средневыраженная чувствительность к неудачам в предметном труде (ЭМ=29,4), среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении (СЭМ=32). В ситуации неудач склонны обвинить окружающих, приписывая им ответственность за последствия происходящих событий (Ин=3,5).

Для испытуемых со средним уровнем социального интеллекта характерна нетерпимость к критике, чужому мнению, что можно рассматривать как особенность старшего подросткового возраста. В ситуации конфликта отличаются гибкостью поведения, используя разнообразные стратегии поведения: соперничество (6,3), сотрудничество (6), компромисс (8), избегание (5,2), приспособление (4,6). У них отмечается тенденция к эмоциональной устойчивости, они способны следовать нормам и правилам поведения, прогнозируя при этом свои действия. Отличаются высокой чувствительностью (сильным эмоциональным переживанием) по поводу расхождения между желаемым и реальным результатом умственной работы (ЭИ=36,3). В ситуации межличностных отношений считают свои действия, свое поведение важным фактором успешности общения (Им=6,5).

Таким образом, испытуемые с разным уровнем социального интеллекта характеризуются разной степенью успешности в межличностном взаимодействии, что открывает перспективу работы по повышению психологической компетентности данной возрастной группы учащихся.