А.Б.Мальцев

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ: ВЛИЯНИЕ КАНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ


Для того, чтобы эффективно и действенно проводить социально-психологические программы, направленные на работу с молодёжью, необходимо обладать полнотой информации о том, каким образом возможно воздействовать на умы и поведение людей. В противном случае результатов, казалось бы, хорошо продуманной программы можно не увидеть (что очень часто случается не только в нашей стране). Мы считаем, что для успешной реализации социальных программ для молодёжи необходимо стремиться учитывать все факторы, которые так или иначе могут повлиять на результаты социально-психологической деятельности. Такими факторами, часто упускаемыми из виду, являются ситуационные, обуславливающие поведение.

Многие остроумные социально-психологические эксперименты показали, что ни красочные лекции, ни убедительные призывы, ни даже высказанные мнения людей (их установки) не могут практически ничего сказать о последующем поведении человека. В некоторых ситуациях значительно большую силу, определяющую направление поведения человека, получают определенные ситуационные особенности социального окружения. Классик ситуационизма Курт Левин называл такие особенности канальными факторами. И именно о них необходимо сказать.

Важной частью теории К.Левина является интерес к внешне незаметным, но в действительности важным деталям ситуации, которые Левин обозначил как "канальные факторы". Канальный фактор - это внешне незначительное обстоятельство, производящее огромный поведенческий эффект. Оно является стимулом или "проводящим путём" для реакции, служащим появлению или сохранению поведенческих намерений особо высокой интенсивности или устойчивости. Психологический канал - под этим можно понимать простроенный путь поступления информации к человеку и заранее простроенный путь, в направлении которого и по которому поведение человека будет без усилий происходить. Левин осознавал, что зачастую то или иное поведение вызывается к жизни открытием некоего канала (например, публичным одобрением той или иной последовательности действий или первым решительным шагом в направлении нового поведения, просто произнёсённые или написанные несколько слов) и блокируется иногда в результате перекрытия подобного канала. С помощью теории каналов Левин попытался провести связь между психологическими (личность) и непсихологическими факторами (окружение, среда).

Канальные факторы приобретают особое значение, когда человек воспринимает ситуацию как неопределённую. Манипуляция с помощью предоставления желательной модели поведения (очевидный канальный фактор) в заданном ситуационном контексте, может вызвать у человека необходимость реагировать именно заданным образом, не оставляя за ним свободного выбора стратегии поведения. Более того, человек склонен будет не осознавать действие канального фактора и приписывать выбранную форму поведения, собственным диспозиционным особенностям (мотивации, чертам личности и т. п.).

Существует несколько классических исследований, иллюстрирующих и подтверждающих действие канальных факторов.

Один из примеров действия канальных факторов Левина даёт нам исследование, проведенное Левенталем, Сингером и Джонсом (1965). В своем эксперименте они имели дело с известной проблемой претворения благих намерений относительно рекомендуемых медицинских мероприятий в конкретные и эффективные действия. Все их испытуемые были студентами старших курсов, с которыми была проведена убедительная беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации. Далее им было сообщено, куда они могут обратиться за прививкой. Письменное анкетирование показало, что беседа оказала крайне значительное влияние на изменение убеждений и установок, проявленных студентами. Тем не менее, только около 3% из них отважились сделать себе инъекцию вакцины. Однако если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало до 28%.

Таким образом, принцип канальных факторов является одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие - меньшим. Результативность масштабных, на первый взгляд, социальных программ и кампаний, не предусматривающих наличие эффективных каналов и форме ситуационного давления "на входе" или в форме ясно выраженных намерений и планов "на выходе", всегда будет служить поводом к разочарованию. В то же время ситуационные факторы, формирующие подобные каналы "на входе" и "на выходе", зачастую будут приносить ожидаемые результаты.

Мы считаем, что в любой социально-психологической программе, направленной на работу с молодёжью, для успешной её реализации с необходимостью должны быть продуманы не только каналы поступления информации к человеку (лекции, брошюры, плакаты и другие формы), но и каналы, позволяющие реализовать недавно усвоенную модель поведения. Иначе у человека желание что-либо изменить в своей жизни так и останется на уровне желания, не перейдя в действие. Если подростку говорится о вреде наркотиков (алкоголя, никотина), не стоит думать, что он этого не понимает. Вполне понимает, вот только социальное окружение не даёт возможности (канала) для реализации нового, независимого поведения, а иногда и наоборот, есть "открытый канал" для противоположного недавно сказанному на лекции поведению (поведение лектора после лекции, предположим). Таким образом, лишь социальная программа, учитывающая вышеуказанные особенности личности человека и ситуации, имеет весомые шансы на успешное претворение своего замысла. Другой вопрос - каким образом в конкретной социальной разработке канальных фактор может быть продуман. И здесь - поле для реализации разнообразнейших идей.