С.В.Пилипенко, А.А.Калюжный

Актюбинский государственный университет им. К.Жубанова г.Актюбинск, Казахстан

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ


Уже в школьном возрасте человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, устойчивое ядро личности, миропонимание, социальные и нравственные убеждения, иначе на каждый излом общества и государства, перелом индивидуального жизненного пути человек ответит невротическими реакциями, дезадаптацией и дезинтеграцией личности. Все это необходимо развивать с детства и в школе. Развитие рефлексии сегодня важно потому, что есть основания полагать, что, если в детстве, отрочестве и юности человек не приобрел навыки самоанализа, у него не развились в достаточной степени рефлексии, то позднее этого достичь становится довольно трудно. Поэтому человек может быть весьма слабо ориентирован на познание себя, людей, окружающего мира, где он живет. У него могут не сложиться ни верная картина мира, ни правильное представление о своей личности, о своих взаимоотношениях с другими людьми. Для этого будущему учителю необходимо не только хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива, но и специальными психологическими приемами воздействия на личность и коллектив.

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Учителю не следует торопиться принимать меры, наказывать ученика, не проанализировав мотивы поступка, не считаясь с позицией ученика и самооценкой поступка.

Известно, что неблагополучие во взаимоотношениях между учителем и учащимися, неудовлетворенность реализацией во взаимоотношениях потребностей детей в позитивных отношениях со взрослыми имеют многосторонние отрицательные последствия для ребенка. Такие формы поведения возникают, когда не учитываются возрастные изменения в требованиях подростка к формам общения, не меняется само содержание взаимоотношений взрослого с ним.

По обобщенным нашим данным, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 28 % учащихся старших классов считают, что в школе постоянно нарушаются их права, 17% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей, а 24% даже признались, что дома их бьют. Интересны и другие показатели, полученные в результате анкетирования учащихся 7-8-9-х классов школ г. Актюбинска: у 47% учащихся конфликты с учителями возникают раз в год, у 15% - раз в месяц, у 19% - раз в неделю, а у 4% разбирают конфликты каждый день, и лишь у 15% учащихся конфликтов вообще не возникает.

Мнения учащихся о том, кто является инициатором конфликта, можно представить следующим образом: 57% учащихся считает, что в конфликте виноваты только учителя, а 43% считают, что в конфликтах виноваты не только учителя, но и ученики в какой-то степени тоже.

Подростки особенно часто переживают состояние внутреннего конфликта. Это всегда можно заметить по изменениям в их поведении, которые, естественно. вызывает у учителя беспокойство. Не понимая, что происходит с подростком, учителя нередко выражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничных едких замечаниях. Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с ним происходит. Императивные тона тормозят на работу мышления, влияют на самопонимание, на вербализацию мотивов. Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжелыми психологическими потерями не только в отдаленном будущем, но и в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учебе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением в школе и т.д. Подростку может помочь наше дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях, желательно, чтобы он видел, что учитель ему готов помочь, что его самооценке ничто не угрожает в общении со старшими. А этому будущего педагога необходимо уже учить в стенах педвуза. подкрепив новыми активными методиками преподавания психологических и педагогических дисциплин, методами самостоятельной работы, проведением конкретных социально-психологических исследований.