С.Л.Соловьева

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им.И.И.Мечникова, г.Санкт-Петербург

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ


Конфликт в межличностном взаимодействии определяется как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Наиболее распространенное в литературе понимание конфликта содержит в себе представление об этом феномене как о явлении безусловно негативном, привносящем в межличностные отношения элемент агрессивной конфронтации и враждебности. Между тем конфликт как столкновение противоборствующих тенденций содержит в себе определенный творческий потенциал, формирующий своеобразную "точку роста" и развития межличностных отношений.

Продуктивность конфликтных взаимоотношений заключается в мобилизации на стыке конфликтующих тенденций скрытых ресурсов и потенциальных возможностей, дающих начало новым идеям и формирующих новые подходы к разрешению проблем. Конфликтные взаимоотношения, проясняя позиции участников, позволяют увидеть эти позиции не только как конфронтационные, но и как содержащие в себе предпосылки для сотрудничества. Обостряя, с одной стороны, конфронтационные тенденции, конфликт в то же время создает предпосылки согласования этих тенденций с формированием толерантности к их рассогласованию.

Разрушают взаимоотношения конфликты скрытые, подавляемые; в особенности, пагубными для межличностного взаимодействия оказываются последствия неразрешенных конфликтов, такие как недоверие, враждебность, настороженность, тревога и страх. Открытые конфликтные отношения, активно разрабатываемые в межличностном взаимодействии, придают этому взаимодействию глубину и прочность, сокращая межличностную дистанцию и создавая новую основу для сотрудничества и со-творчества.

Коммуникативная толерантность в межличностных взаимоотношениях является важным элементом коммуникативной компетентности как умение общаться, психологически грамотно строить взаимоотношения с людьми, эффективно разрешая межличностные конфликты. Толерантность, или терпимость по отношению к партнеру, означает способность принимать и признавать личность другого со всеми ее как позитивными, так и негативными чертами, как сильными, так и слабыми сторонами, как достоинствами, так и недостатками. Безусловное принятие другого как автономной самостоятельной личности, имеющей собственную позицию, свои собственные ценности и цели, позволяет этому "другому" пережить коррективный эмоциональный опыт: принятие в человеке его эмоционально-негативных состояний, таких как гнев, страх или печаль, без желания ограничивать, контролировать или подавлять эти состояния, нормализует и стабилизирует эмоциональный статус субъекта, позволяя отреагировать негативные переживания без их отражения и подкрепления психологическими реакциями другого.

Терпимость в отношениях, таким образом, со своей стороны, служит конструктивной основой для разрешения межличностных конфликтов. Принимая и допуская в другом возможность иного по сравнению с нашим мировоззрения, мы тем самым стимулируем партнера к наиболее полному выражению его творческого потенциала, наиболее полному воплощению его способностей, раскрытию его неповторимой психологической индивидуальности. На границе двух свободно самореализующихся субъектов и рождаются наиболее плодотворные идеи, содержащие в себе ростки нового знания и новых взглядов.