Ю.В.Столбун

г.Торжок

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЬНЫХ ОЛИГОФРЕНОПОДОБНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ С ПЕРСОНАЛОМ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ ДЦРВ


Больные с тяжёлыми формами олигофреноподобной шизофрении, как правило, проводят жизнь в психоневрологических интернатах. С раннего детства они скитаются по специализированным учреждениям и, поскольку им практически недоступно никакое обучение (даже элементарным бытовым и трудовым навыкам), то их уделом на многие годы оказывается бездельное существование от еды до еды, от шатания по улице или больничному корпусу до сна. Примитивизм отношений в этих стационарах доведен до максимального предела: перед персоналом и не ставится задача пробиваться к разуму и душам больных, потому как это принято считать невозможным; взаимоотношения сосредоточены на элементах физической, бытовой опеки либо носят "характер безразличия". Нетерпимость таких пациентов к людям, обвинение ими всего мира за" "трудную судьбу", становящаяся привычкой претензия к обществу, рвачество и требование себе льгот и преимуществ по инвалидности с каждым годом усугубляют их патологию, слабоумие и никчемность.

С приходом на лечение комплексным методом ДЦРВ (дозированного центропетально-реперкуссивного воздействия) электропунктурой через зоны Захарьина-Хеда при постоянной нейропсихологической обратной связи на фоне патогенетической психотерапии и психолого-педагогической коррекции с последующей адаптацией и реабилитацией отношений пациентов психокоррекционные мероприятия становятся основным предметом лечебно-воспитательного процесса. В частности, построение толерантного общения с персоналом представляет собой один из важнейших компонентов лечебно-воспитательного процесса, так как с первых же шагов становится очевидным, насколько глубоко патологично, извращено отношение больных к людям, занимающимся их лечением - основная линия поведения определяется представлением, что "все им всё должны" - ухаживать за ними, обеспечивать их быт, проживание, питание и обучение. Осуществление указанного лечебного процесса даёт возможность предъявлять группе больных нормативную модель, планку того, к чему стремиться и что им нужно

переделывать, чтобы достигнутое физиологическими воздействиями улучшение психического состояния удерживалось, закреплялось, позволяя личности, набирая знания и умения, раскрывать свои нереализованные до сих пор возможности.

На первых порах организации подобной работы, когда у самих больных ещё нет своего коллектива, роль среды, помогающей нормализовывать состояние пациентов, исполняют психологи-педагоги, психологи-воспитатели и весь обслуживающий персонал (от уборщицы, санитарки и поварихи до медсестёр, врачей и консультантов), объединённый общей ответственностью за построение толерантного общения. Доброжелательный стиль между сотрудниками и глубокое уважение к совместно проводимой работе имеют принципиальное значение: наличие прочно благородных взаимоотношений у персонала позволяет требовать и от больных толерантности, то есть терпимости, доброжелательства, расположенности к людям. Более того, научаясь правильно вести себя с психологами-воспитателями и буфетчицами, психологами-педагогами и врачами, больные переносят достигнутый уровень отношений и на контакты друг с другом.

В силу своих болезненных стереотипов, пациенты часто негативно реагируют на коррекцию, проводимую им в деятельности и быту, как на несправедливое ущемление со стороны персонала. Регулярные лечебные воздействия ослабляют негативизм в восприятии больными исправления их патологических отношений; соответственно они значительно легче усваивают объяснения, касающиеся того, что для нормализации состояния и дальнейшей полноценной жизни нужно трудиться, причём без претензий, мужественно и терпеливо преодолевая естественно встречающиеся препятствия (физические, бытовые, интеллектуальные и пр.). Психологи-педагоги, психологи-воспитатели помогают выздоравливающим больным адаптироваться в новых для них условиях: объясняют непонятое (если есть необходимость, то и многократно), учитывая важность того, чтобы человек в любом деле не был агрессивным или пассивным, а упорно стремился самостоятельно выполнить задачу; организовывают молодым людям увлекательную жизнь, - театр, походы, путешествия, просмотр кино- и видеозаписей, - требуя внимания, усидчивости, старательности в достижении ставящихся целей. Терпимое отношение к замечаниям и объяснениям воспитывается у молодых людей через осмысление того, что все требования предъявляются исключительно из стремления помочь им овладеть критериями нормального, здорового мировосприятия, а главное - из хорошего отношения к ним, потому как, чем больше уважения к человеку, тем больше, по А.С.Макаренко, требования к нему. Осмысливая, что лечащий персонал не стремится их подавлять, а лишь учит соотносить свои желания, планы и действия с окружающими, с потребностями коллектива, больные постепенно понимают ненужность уязвлений и утверждательств, претензий, попыток отстаивать свою мнимую независимость.

Пример сложности построения толерантных отношений с персоналом - соблюдение дисциплины: молодых людей не отпускают бесконтрольно из отделения, приучая согласовывать свои отлучки (в магазин, на прогулку) со специалистами, так как отсутствие порядка может привести к несчастному случаю, а кроме того, подобного типа пациенты не умеют продуктивно и благородно использовать своё свободное время, что провоцирует патологические стереотипы. Дисциплинарные элементы коррекционного процесса позволяют выстраивать начальные нравственные рамки у больных, обучать их первичному соблюдению норм общежития, культуры общения. С увеличением осознания ими необходимости подобных ограничивающих мер, появляется и толерантное восприятие коррекционных мероприятий. Бесцельное времяпрепровождение сменяется насыщенными занятиями, трудовой деятельностью, своевременно перемежающимися в соответствии с потребностями лечения под руководством психологов-педагогов, что приучает выздоравливающих к порядку и ответственности за свои действия.

Психологи-воспитатели и психологи-педагоги понимают, насколько тяжело для больных детской злокачественной шизофренией с олигофреноподобным дефектом столь принципиальное изменение элементов системы отношений, но требования специалистов - это деятельная поддержка, соучастие, помощь в осознании, что лишь высокой требовательностью к человеку можно изменить особенности его болезненных черт, остановить патологическое развитие его личности. Перестраивать отношения - дело чрезвычайно кропотливое, но уважение психологов к молодым людям, взя вшимся бороться с тяжёлой болезнью, вера в них помогают больным почувствовать, что персонал не "зло" к ним относится, как им казалось вначале, не чинит препятствия их желаниям, а истинно заботится об их душевном здоровье.