Ж.Т.Уталиева

г.Актюбинск, Казахстан

ТРЕНИНГОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ


Взаимодействие разных культур всегда представляло интерес для многих областей знаний, и часто эта проблема являлась междисциплинарным полем и объектом исследования. На сегодняшний день нет необходимости доказывать актуальность исследований и практической работы социальных психологов по оптимизации международных и межнациональных отношений и контактов между представителями разных этносов, культур и необходимости в разработке обучающих программ, тренингов по организации делового и личного взаимодействия отечественных и иностранных граждан у нас в стране и за рубежом.

В современных условиях международные контакты становятся всё более интенсивными и всё более разнообразными. Но не следует думать, что само по себе установление непосредственных контактов между представителями нашей страны и других государств приведёт к более открытым и доверительным отношениям между ними.

"Гипотеза контакта" американских психологов Д.Кэмпбелла и О.Клайнберга и других (Klineberg O., 1982.) , согласно которой непосредственные межличностные контакты между индивидами способствуют понижению враждебности, уменьшению степени выраженности негативных стереотипов и т.д., не является универсальной. Увеличение межличностного общения может вызвать и усиление предубеждений и неприятия, так, как показывают тщательные исследования, увеличение взаимодействия, будь то взаимодействие между отдельными людьми или между группами, усиливает и увеличивает уже идущие процессы.

Но даже определение и соблюдение условий, при которых общение между представителями стран и народов порождает доверие, не гарантирует желаемого результата контактов. При самых благоприятных условиях межкультурных контактов при вхождении в новую культуру возникают сложность и напряжённость.

К факторам, благоприятствующим прохождению контакта представителей двух этнических групп, Г.Олппорт отнёс условия обладания равным статусом, преследование общей цели, зависимость от сотрудничества друг с другом и поддержку закона, властей и обычаев (Allport G.W., 1954)

Следует при этом отметить, что немаловажную роль играет степень сходства культур и степень различия, затрудняющая контакт их представителей и степень их терпимости к ценностям другой. Так, "открытое общество" с развитыми внешними миграциями проявляет большую терпимость, чем то, в котором люди имеют ограниченные контакты лишь с немногими культурами.

Исследования Н.М.Лебедевой показали, что для лучшего овладения навыками иной культуры важно, чтобы этапу индивидуальной адаптации предшествовал этап социальной или групповой адаптации, что согласуется с предложением о необходимости неформальных межличностных отношений с соотечественниками, которые выполняют роль "социальной поддержки" (Лебедева Н.М., 1991).

Разные направления социальной поддержки могут быть важными для разных людей в различные периоды жизни (информационная, инструментальная, эмоциональная). С.Конси и Р.Ноберман установили, что эмоциональная поддержка, стимулирующая самоуважение и высокую самооценку, более эффективна в качестве буфера на пути различных стрессоров, чем другие виды поддержки (Coher S., Noberman H.,1983).

Существует несколько способов подготовки индивидов к межгрупповому взаимодействию, в частности, остановимся на тренинговых формах работы.

Как справедливо полагает Адлер, что "...в знакомстве с другой культурой индивид получает новые опытные знания путём прихода к пониманию корней своего собственного этноцентризма и путём достижения новых перспектив и взглядов на природу культуры. Парадоксально, но хорошо, если кто-то способен принять новые и разнообразные варианты человеческих различий, хорошо, если кто-то постигнет себя...." (Лебедева Н.М., 1991).

По мнению Г.Триандиса, которое мы вполне разделяем, межкультурный тренинг ставит перед собой две основные задачи:

Существует множество самых различных тренинговых программ, среди них можно выделить основные типы.

1) Когнитивный тренинг в котором акцент делается на информации о какой-либо стране и о том, какими трудностями обычно сталкиваются "визитёры". 2) Бихевиорально ориентированный тренинг модифицирует поведение посредством анализа его последствий(получение вознаграждения или наказания) в своей культуре и научения получать вознаграждения и избегать наказания в чужой культуре. 3) Тренинг с акцентом на осознании самого себя как представителя группы или культуры. В этом типе воздействия идут от обучения индивидов осознавать собственные культурные ценности к анализу различий между культурами и выработке умения "проникать" в культурные различия для повышения эффективности взаимодействия. В рамках тренинга самосознания используются и традиционные модели, разрабатываемые в гуманистической психологии (Т-группы, "группы встреч").4) Атрибутивный тренинг имеет две цели: а) помогает сделать ожидания индивида о возможном поведении члена другой культуры более точными; б) способствует освоению "изоморфных атрибуций", т.е. атрибуций, характерных для культуры, с представителями которой индивиду предстоит взаимодействовать.

Следует признать, что на сегодняшний день возникла необходимость в создании и разработке новых тренинговых подходов по оптимизации межкультурного взаимодействия.